Цифра в России №014 от 29/08/2019

Рассказывают, что «наряду с контрольными закупками, сотрудники ЦБ будут проводить “контрольные сдачи” биометрических данных в банках». К концу года все офисы банков должны быть готовы к приему биометрических данных в ЕСИА. Любой гражданин, зарегистрированный на сайте Госуслуг, может зайти в любой банк и сдать свой слепок голоса и лица. 

Банки не в восторге от этой истории, ведь кроме убытков от подключения к системе ЕСИА и закупки дополнительного и дорогого оборудования, сдача биометрии им ничего хорошего не несет. При нынешней системе защиты данных, она только добавляет риски утечки информации. Среди граждан тоже не наблюдается особого ажиотажа, особенно на фоне новостей о сливах той или иной базы с персональными данными.

Однако «контролеры ЕСИА» в ЦБ уже подготовлены и их группа сформирована. Все нарушения со стороны банков, включая размещения информационных материалов на стендах и владение информацией персоналом, будут фиксироваться. Это создаст для ЦБ еще один инструмент для давления на «строптивые» кредитные организации.


Сбербанк начал разработку собственной «умной колонки» на основе голосового помощника Варвара. Презентация устройства пройдёт не раньше 2020 года. Партнёрство с Яндексом по колонке, в котором у Сбербанка есть золотая акция, не сложилось. Поэтому Сбербанк запаздывает с графиком и выпустит умную колонку он выпустит одним из последних.

Интересно, что на Западе вокруг умных колонок идут серьезные скандалы, связанные с утечкой данных и слежкой за пользователями. Например, «умная колонка» Amazon записала разговор своих владельцев и отправила его третьему лицу.

Не трудно смекнуть, что Сбербанк тоже сможет использовать данные своих «умных колонок» в рамках оказания помощи silovikam. Взаимодействие с ФСБ и МВД по части использовании биометрии уже есть, и вряд ли такой полезный гаджет как smart-колонка станет исключением.


Фонд «Сколково»и VR_Bank оценили степень цифровизации ТОП-30 банков по итогам работы в I полугодии 2019 года. 

Главное отличие этого рейтинга в том, что он наглядно демонстрирует не только намерения, но и конкретные действия кредитной организации: ее желание направлять ресурсы, разрабатывать цифровые технологии для создания новых бизнес-моделей и предоставлять дополнительные возможности своим клиентам. 

Методология рейтинга объединила 4 различных блока, которые дают представление об “онлайновости” банка и готовности к цифровизации:

  • Первый блок – это финансовые показатели, косвенно отражающие объём расходов кредитных организаций на IT (доля расходов на НИОКР, лицензионное ПО и телекоммуникации в общих операционных расходах за 2018 год, отношение нематериальных активов к общему капиталу банка на 1 января 2019 года). 
  • Второй блок – наличие онлайн-сервисов, доступных клиентам – физическим и юридическим лицам: участие в системе быстрых платежей, наличие интерфейса для самозанятых граждан, онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса, возможность зарезервировать номер расчетного счёта онлайн.
  • Третий блок – количество установок и рейтинг приложений для физлиц в AppStore и GooglePlay.
  • Четвертый блок – анализ качества и скорости обработки обращений в Facebook, ВKoнтакте, Instagram, такого рода сервис для физических лиц и ИП – важное конкурентное преимущество. 

Оказалось, что Сбербанк, который заработал за шесть месяцев 43% (444,2 млрд руб), то есть почти половину прибыли сектора, имеет самую низкую долю расходов на НИОКР, лицензионное ПО и телекоммуникации в общих операционных расходах за 2018 год. Причин этому может быть несколько, как особенности управленческой отчетности, так и то, что работа выполнялась в большей степени штатными специалистами, чем передавалась вендорам. 

Ожидаемо участниками первой десятки стали Тинькофф БанкЮниКредит БанкРайффайзенбанкСитибанкРосбанкВсероссийский Банк Развития РегионовРусский Стандарт.

Интригой на фоне этих кредитных организаций стало первое место у локального Банка «Санкт-Петербург». Этот небольшой банк имеет все шансы стать успешным прототипом перехода из классического формата в диджитал. На каждые 100 тыс клиентов кредитная организация имеет наименьшее число офисов на территории присутствия. 

Сбербанк РоссииТинькофф Банк,Альфа-БанкРайффайзенбанкАК БарсРосбанкВТБ,Банк «Санкт-Петербург»Московский Кредитный Банк – кредитные организации, находящиеся на этапе зрелой трансформации бизнеса, закономерно вошли в ТОП-10 банковпо критерию соотношения нематериальных активов к общему капиталу банка. 

Дистанционное обслуживание предлагают сегодня все банки, единственное, что расходы на его модернизацию у универсальных банков могут в удельном весе оказаться меньше. 

К 2024 году в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в качестве самозанятых должно быть зарегистрировано 2,4 млн человек. Как оказалось, на практике готово работать с самозанятымиограниченное число банков. На момент составления рейтинга располагали сервисом для самозанятых Сбербанк России, Альфа-БанкАК Барс. Татарстан является примером региона с высокоразвитой политикой поддержки инноваций, а значит у АК Барс есть все шансы сохранить свое лидерство и впредь. 

Нет большой заинтересованности у крупных кредитных организаций взять на себя онлайн бухгалтерию, отправку отчётности в контролирующие органы, ведение документооборота. Услугу предпринимателям оказывают Сбербанк РоссииАльфа-БанкАК БарсТинькофф Банк. Пока основные игроки этого рынка – некрупные технологичные банки для предпринимателей и сервисы.  

Открыть счет в ходе подготовки рейтинга оказалось проще. Сделать это онлайн юридическому лицу с минимальными усилиями можно в Сбербанке России, РоссельхозбанкеАльфа-БанкеРайффайзенбанкеБанке «Санкт-Петербург», Банке «Россия»АК БарсеБанке УралсибСМП БанкеТинькофф БанкеРусском СтандартеСвязь-БанкеБанке ДОМ.РФМосковском Индустриальном Банке.

Все чаще одним из критериев выбора банка становится удобство работы с банковским мобильным клиентом для Android или iOS. Функциональность, удобство, модернизация приложений для ускорения и облегчения работы с ними, безопасность – вот плоскость, в которой онлайн банки будут конкурировать в ближайшие 1-2 года. Наиболее скачиваемыми установками на момент подготовки рейтинга оказались приложения Сбербанка РоссииВТБГазпромбанкаРоссельхозбанка, Альфа-БанкеМосковского Кредитного БанкаБанка «ФК Открытие»ЮниКредит Банка

Вышеперечисленные банки активно присутствуют в FacebookВКонтактеInstagram. Примечательно, что в Facebook очень активная сервисная поддержка у банков: УралсибАльфа-БанкВТБ,Тинькофф БанкНовикомбанк. У других банков ТОП-30 ответы поступают в течение нескольких часов или даже дня. Гораздо быстрее банки отвечали ВКонтакте. В банках Тинькофф БанкСбербанк РоссииАльфа-БанкПочта БанкБанк «Санкт-Петербург», Русский СтандартГазпромбанкБанк Уралсиб скорость ответов не превышала 15 минут, а иной раз минуты. Вывод: по степени готовности банков к цифровизации агрегированные результаты рейтинга ТОП-10 кредитных организаций таковы:

  1. Тинькофф Банк. 
  2. Сбербанк России. 
  3. Альфа-Банк. 
  4. Райффайзенбанк. 
  5. АК Барс. 
  6. Росбанк. 
  7. ВТБ. 
  8. Русский Стандарт. 
  9. Банк «Санкт-Петербург».
  10. Банк Уралсиб.
К концу года все офисы банков должны быть готовы к приему биометрических данных, Сбербанк начал разработку собственной «умной колонки»