Рейтинг российских ВУЗов. Топ-50 составили Интефакс и Эхо-Москвы

Международная информационная Группа "Интерфакс" совместно с радиостанцией «Эхо Москвы» приступила к реализации нового совместного проекта – формированию рейтингов высших учебных заведений Российской Федерации.

Международная информационная Группа "Интерфакс" совместно с радиостанцией «Эхо Москвы» приступила к реализации нового совместного проекта – формированию рейтингов высших учебных заведений Российской Федерации.

В октябре 2009 года в результате конкурсных процедур ЗАО «Информ-Инвест» - дочерняя структура «Интерфакса» - подписала государственный контракт с Федеральным агентством по образованию РФ на разработку основ независимой системы оценки и формирования рейтингов российских вузов.
Разработана модель национального рейтинга вузов, построенная на основе следующих основных индикаторов:

1. Образовательная деятельность вуза

Оценка числа студентов всех уровней подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура). Оценка числа ППС, работающих на полной ставке. Оценка уровня квалификации ППС. Оценка образовательных программ. Оценка качества абитуриентов. Оценка затрат на подготовку студента. Оценка ресурсного обеспечения образовательного процесса материально-технической базой. Оценка уровня организации образовательного процесса. Общественное мнение.

2. Научно-Исследовательская деятельность вуза

Результативность работы аспирантуры и докторантуры. Оценка образовательных программ для подготовки специалистов для научных исследований. Оценка ресурсного обеспечения материально-технической базы исследовательского процесса. Оценка уровня организации научно-исследовательского процесса. Оценка достижений ППС в области науки и исследований. Общественное мнение.

3. Социализаторская деятельность вуза

Оценка образовательных программ по социально-гуманитарным дисциплинам. Оценка материально-технического обеспечения социально-культурной деятельности. Пространственный масштаб деятельности вуза. Общественное мнение.

4. Международная деятельность вуза

Оценка академической мобильности студентов, преподавателей, учёных. Оценка международности образовательных программ. Оценка международной репутации вуза. Оценка влияния на зарубежные рынки образования, исследований, soft power. Оценка объема привлеченных средств от международной деятельности. Общественное мнение о процессах интернационализации в вузе.

5. Бренд вуза

Возраст вуза. Миссия вуза, стратегии развития. Успешность выпускников вуза, достижения вуза в процессе селекции элит национального и международного уровней. Общественное мнение.

6. Общественное мнение о деятельности вуза

Мнение заинтересованных групп респондентов о деятельности вуза:
- Представителей академического сообщества
- Представителей профессиональных сообществ и работодателей
- Представителей сообществ выпускников.

Использование данной методики позволило сформировать рейтинг классических университетов и рейтинг юридических вузов России (в каждой категории было представлено по 50 вузов).

РЕЙТИНГ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Классический университет - это вуз, обладающий определенными специфическими чертами. Важнейшими признаками этих вузов являются - высокий уровень подготовки специалистов;
- возможность получения студентами базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании естественно-научных и гуманитарных дисциплин;
- способность к формированию и распространению нравственных и культурных ценностей;
- преобладание в научной работе доли фундаментальных исследований;
- широкомасштабная подготовка кадров через аспирантуру и докторантуру;
- развитая система переподготовки и повышения квалификации;
- тесные связи со школой.

Отличительной чертой классических университетов является то, что их выпускники работают во всех сферах: экономике, науке, образовании, управлении, культуре. Это дает сотрудникам университетов хорошую возможность понимать все проблемы подготовки специалистов для различных сфер деятельности, быть лидерами в реализации образовательной функции высшей школы.

При формировании выборки авторы ориентировались на характерные признаки классического университета; в нее вошли существующие федеральные университеты; дополнили выборку несколькими техническими университетами, на базе которых организуются новые федеральные университеты; вошли также два крупных педагогических вуза, располагающие большинством признаков классического университета.

Отобраны вузы, находящиеся в городах всех семи федеральных округов страны. Введены необходимые ограничения на оценку, обусловленные наличием данных (точнее, обеспечением доступа к данным – аккредитационным данным вуза, концентрируемым в Рособрнадзоре, и отчетности вузов, концентрируемой в Рособразовании и Росстате), временем сбора данных от университетов; периодами проведения опросов. Таким образом, выбраны индикаторы оценок, подкрепляемые наличными данными – аккредитационными (2008 год), данными вузов (2008 год), результатами проведенных опросов (ноябрь 2009), результатами анализа массивов вакансий и резюме крупного сетевого рекрутера SuperJob (ноябрь 2009).

Проведен он-лайн опрос академического сообщества (ректоров около 90 классических университетов страны) с целью оценки уровней организации образовательного, исследовательского и социализаторского процессов по пятибалльной шкале. Отклик зарегистрирован на уровне 45%.
Проведен телефонный опрос работодателей, с которыми в основном работают классические университеты из выборки (руководители или кадровики 250 предприятий в регионах России). Отклик составил около 35%.

Проведен он-лайн опрос 211 представителей предприятий, расположенных в регионах семи федеральных округов страны на предмет определения лучших классических университетов, готовящих специалистов по специализации предприятия.

Проведен он-лайн опрос 383 выпускников вузов, проживающих на территории семи федеральных округов с целью определения лучших классических университетов страны.

Сводный рейтинг классических университетов - 2009

1.  Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова  100 баллов.
2.  Санкт-Петербургский государственный университет  68 баллов.
3.  Московский физико-технический институт (государственный университет)  62 баллов.
4.  Российский университет дружбы народов  61 баллов.
5-6.  Новосибирский государственный университет (Национальный исследовательский университет)  55 баллов.
5-6.  Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена  55 баллов.
7.  Томский государственный университет  54 баллов.
8.  Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского  53 баллов.
9-10.  Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»  51 баллов.
9-10.  Дальневосточный государственный университет  51 баллов.
11-12.  Южный федеральный университет  49 баллов.
11-12.  Казанский государственный университет имени В.И.Ульянова-Ленина (Приволжский федеральный университет)  49 баллов.
13-14.  Уральский государственный технический университет - УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (Уральский федеральный университет)  48 баллов.
13-14.  Южно-Уральский государственный университет  48 баллов.
15-16.  Воронежский государственный университет  47 баллов.
15-16.  Московский педагогический государственный университет  47 баллов.
17.  Сибирский федеральный университет  46 баллов.
18-19.  Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского  44 баллов.
18-19.  Белгородский государственный университет  44 баллов.
20.  Петрозаводский государственный университет  39 баллов.
21.  Самарский государственный университет  28 баллов.
22-25.  Кубанский государственный университет  27 баллов.
22-25.  Дагестанский государственный университет  27 баллов.
22-25.  Удмуртский государственный университет  27 баллов.
22-25.  Алтайский государственный университет  27 баллов.
26-28.  Иркутский государственный университет  26 баллов.
26-28.  Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова  26 баллов.
26-28.  Уральский государственный университет имени А.М.Горького  26 баллов.
29-31.  Ульяновский государственный университет  25 баллов.
29-31.  Астраханский государственный университет  25 баллов.
29-31.  Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского  25 баллов.
32-37.  Пермский государственный университет  24 баллов.
32-37.  Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова  24 баллов.
32-37.  Тюменский государственный университет  24 баллов.
32-37  Ставропольский государственный университет  24 баллов.
32-37.  Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого  24 баллов.
32-37.  Башкирский государственный университет  24 баллов.
38-40.  Волгоградский государственный университет  23 баллов.
38-40.  Российский государственный университет имени Иммануила Канта  23 баллов.
38-40.  Оренбургский государственный университет  23 баллов.
41-45.  Тихоокеанский государственный университет  22 баллов.
41-45.  Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова (Северо-Восточный федеральный университет)  22 баллов.
41-45.  Архангельский государственный технический университет (Северный федеральный университет)  22 баллов.
41-45.  Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева  22 баллов.
41-45.  Смоленский государственный университет  22 баллов.
46.  Тверской государственный университет  21 баллов.
47.  Сыктывкарский государственный университет  20 баллов.
48.  Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина  19 баллов.
49-50.  Владимирский государственный университет  17 баллов.
49-50.  Югорский государственный университет  17 баллов.
51.  Вятский государственный университет  15 баллов.

Список университетов-лидеров оказался полностью ожидаемым. Известно, что большинство из них готовит специалистов по широким спектрам естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин, распоряжается значительными ресурсами. Они также построили относительно эффективные каналы коммуникаций с внутренними аудиториями и международным академическим сообществом, ведут заметную (на национальном уровне) научно-исследовательскую работу. Но, самое главное, университеты-лидеры накопили значительную репутацию, имеют собственный бренд, причем бренд узнаваемый и развивающийся.

Можно дискутировать по поводу позиции того или иного университета в сводной таблице, но главная идея оценочной деятельности в сфере образования состоит в следующем: рейтинг строится только на измеримых параметрах, а их измеримость базируется на доступности и достоверности данных.