Если ты получаешь деньги из-за границы и занимаешься политикой в России, то все люди должны знать об этом и понимать, чьи интересы ты представляешь.Многие НКО закрылись. Но противник не стоит на месте и разрабатывает новые схемы финансирования антироссийской деятельности.
Способен ли работник открыто действовать против своего работодателя? Способен, но очевидно, что впоследствии от него просто откажутся и уволят, что противоречит интересам самого работника, поэтому он постарается как можно дольше сохранять лояльность. Это касается всех сфер деятельности, даже политики. И понимая такую простую истину, законодатель в 2012 году принял закон «Об иностранных агентах». Все очень просто, если ты получаешь деньги из-за границы и занимаешься политикой в России, то все люди должны знать об этом и понимать, чьи интересы ты представляешь. Это очень сильно ударило по НКО получающим зарубежное финансирование, многим пришлось закрыться. Но противник не стоит на месте и разрабатывает новые схемы финансирования антироссийской деятельности. И одну из таких схем мы разберем в этой статье.
Есть такая организация в США, под названием Американская ассоциация юристов (American Bar Association), по сути, это национальное объединение юристов США. Цели у этой организации вполне себе благородные, формирование нормативов юридического образования для ВУЗов и этических стандартов для юристов. Но эти цели применимы только у себя на родине, а в других странах и другие цели. Например, эта ассоциация с 1990 года реализует программы по «продвижению идей верховенства права» в рамках «Центрально-Восточно-Европейской Правовой Инициативы» (Central and East European Law Initiative). А в 2007 году все похожие программы объединяются в единую некоммерческую международную программу — «Инициатива Верховенства права» (Rule of Law Initiative) с развитой сетью в 60 странах и бюджетом в 200 млн. долларов ежегодно. При этом существенная часть денег поступает от самого Госдепартамента США или же от организаций, признанных в России нежелательными («Фонд МакАртуров», Фонд «Открытое Общество» Джорджа Сороса и Агентствo США по международному развитию (USAID).
В 2007 году, именно под эту программу, Американская ассоциация юристов (ААЮ) открыла филиал в России. Преследуя благородные цели, на деле они начали заниматься поддержкой ЛГБТ-сообщества. Например, в 2015 году филиал ААЮ провел ряд тренингов в рамках реализации программы по поддержке ЛГБТ-движения. При этом в названии мероприятий на русском языке чудесным образом пропадали любые упоминание об оказании помощи именно ЛГБТ-сообществу. Так, семинар в Москве «Стандарты и механизмы защиты прав человека» от 12 апреля 2015 года в оригинале звучит как «Practical Questions Connected to Human Rights for LGBT Hotline», то есть проводился для операторов горячей линии ЛГБТ-сообществ. Точно также мурманский семинар от 18 апреля 2015 года «Оказание юридической помощи по делам, связанным с дискриминацией» на самом деле предназначался для изучения вопросов «по укреплению практических навыков адвокатов и групп ЛГБТ-сообщества для оказания/получения правовой помощи в случае дискриминации».
Лишь за 2014-2015 года Американская ассоциация юристов получила на подобные программы в России 754 тыс. долларов от Госдепартамента США в рамках его международных программ по поддержке демократии, прав человека и труда (International Programs to Support Democracy, Human Rights and Labor). Но это не все источники финансирования и для более полного понимания того, в чьих интересах действует филиал ААЮ в России, необходимо рассмотреть саму структуру этой Ассоциации.
В первую очередь надо отметить, что ААЮ получает Федеральное финансирование и финансирование штатов США. То есть фактически находится на службе у американского государства. Деньги идут через систему грантов и контрактов с рядом американских федеральных и региональных агентств, а также субконтракты с другими агентствами. Вот доказательства.
Далее Американская ассоциация юристов, уже сама выступая в роли жертвователей, может финансировать любые приглянувшиеся им организации и физических лиц. И такое финансирование должно идти только через проверенного человека, поэтому до 2015 года, российский филиал ААЮ возглавляла гражданка США Хупер Мелисса Рейчел (Melissa Rachel Hooper) известная своими связями с организацией Free Russia Foundation, которая занимается поддержкой российских оппозиционеров и критикой российской власти.
С 2010 года по настоящее время ААЮ отчитывается перед Минюстом РФ о реализации одной программы, утвержденной еще в 1993 году, а именно: «Программа правовых инициатив». Вот тут вы можете ознакомиться документами, где указано, на что идут деньги и кто их предоставляет. Но помимо этого, они занимаются благотворительной деятельностью, что не прописано у них в уставе. В рамках этой деятельности филиал ААЮ в РФ заключает договора пожертвования с государственными организациями, частными лицами, адвокатскими палатами, на основании которых последним предоставляется финансовая и иная материальная помощь. Подробности можно посмотреть тут. А это уже то, о чем говорилось вначале, это потенциальный конфликт интересов, это потенциальная возможность вербовки наших граждан.
Но и без этих возможностей, у филиала Американской ассоциации юристов в России есть связи с различными группами оппозиционными группами. И связи эти налажены через бывших работников этой ассоциации. Так, экс-глава ААЮ Хупер Мелисса Рейчел (Melissa Rachel Hooper), едва покинув свой пост в 2015 году, перешла на работу в американскую правозащитную НКО «Human Rights First». А последняя в свою очередь сотрудничает с «Фондом Свободной России» (Free Russia Foundation), созданным в декабре 2014 года для координации деятельности т.н. российских демократических сил за рубежом и оказания помощи российской оппозиции.
Возглавляет этот «Фонд Свободной России» Наталья Арно, ранее работавшая координатором признанного нежелательным в России «Международного республиканского института» (IRI) американского сенатора Джона Маккейна. Среди экспертов Free Russia Foundation числятся находящийся в розыске за махинации в Сколково депутат Илья Пономарев, а также экс-глава «Демократического выбора» оппозиционер Владимир Милов. А также, упомянутый «Фонд» сотрудничает с «Институтом современной России» Павла Ходорковского, сыном Михаила Ходорковского.
Совместно с директором по развитию «Фонда Свободной России» Григорием Фроловым Мелисса Хупер под эгидой двух организаций публикует в феврале 2016 года обзорную статью под названием «Неправильный пример России» (Russia’s Bad Exemple), которая посвящена тому, как различные страны перенимают российский опыт в деле защиты от чрезмерного влияния НКО и их иностранных спонсоров. Авторы статьи крайне негативно относятся к подобному российскому опыту и стараются убедить читателя в том, что подобная практика в других странах сеет раздор в среде демократов, нанося удар по универсальному правозащитному дискурсу. Так, Фролов и Купер призывают США и Евросоюз активнее финансировать НКО по всему миру для противодействия «запретительным» мерам со стороны различных государств в адрес неправительственного сектора.
Как было сказано вначале, внедряя закон «Об иностранных агентах» государство стремилось придать гласности те факты, что показывали связь иностранного государства с нашими некоммерческими организациями, занимающимися политикой. Таков был смысл и дух закона, но были разработаны новые способы и методы и закон не поспевает за меняющейся обстановкой и пример, приведенный в статье этой показывает. Нам лишь остается проявлять бдительность по отношению к подобным организациям, ведь они даже не скрывают, на кого работают и в чьих интересах действуют на территории России.