Снимок экрана: как телеканалы освещают выборы в Москве и Подмосковье

«Редкое везенье» Сергея Собянина и Андрея Воробьева, нейтральные сюжеты об Алексее Навальном и выволочка Михаилу Прохорову

Главные кандидаты

Официальная агитация в СМИ на выборах мэра Москвы и губернатора Московской области начнется 10 августа. Пока неясно, выйдут ли в эфир к началу агитационной кампании, то есть почти на месяц раньше срока, итоговые программы госканалов, или все-таки им дадут догулять традиционный отпуск. Впрочем, это уже не так важно. Еще до старта официальной агитации она уже во всю идет на госканалах. Например, 9 июня в «Воскресном Времени» на «Первом» было интервью с Сергеем Собяниным продолжительностью 20 минут 38 секунд. И это в часовой программе. Понятно, что ни один другой кандидат, да и все вместе взятые претенденты, не получат столько эфирного времени на федеральных каналах в рамках одной программы. А 17 июня на том же «Первом» в гостях у Владимира Познера был Воробьев. И ведущий, конечно, заверил зрителей, что это никак не связано с тем, что Воробьев будет избираться в губернаторы. По чистой случайности ближе к концу программы пошел и разговор о достижениях и планах развития области.

Да, что там программы. Целые телеканалы уже включились в работу накануне выборов!

Так, 1 июня ВГТРК передала телеканал под нужды Московской области.

Официально это называется «соглашение о сотрудничестве по модернизации и расширению вещания телеканала правительства Московской области». А на практике это выглядит так: вместо трансляции русской версии канала Euronews на 25-ом телеканале теперь круглосуточно работает канал «Подмосковье». Раньше его могли видеть лишь в кабеле, да и то далеко не все жители области. А сейчас благодаря ВГТРК он получил эфирную частоту с гораздо большим охватом населения не только в Московском регионе, но и за его пределами. Для этого была специально переоформлена лицензия. В состав ВГТРК давно входит компания ОАО «Европейская вещательная компания» (ЕВК). Кто доподлинно является ее собственником сейчас уже сказать сложно – история это давняя и довольно запутанная. Но именно ЕВК является владельцем лицензии на трансляцию новостей Euronews в России. Весной при участии ЕВК была создана компания «Сеть Подмосковье» и она в лице канала «Подмосковье» получила лицензию на вещание на 25-м канале. Теперь тут показывают программы, фильмы и сериалы, а новости Euronews остались в столичном регионе только в утренние и ночные часы в рамках канала «Культура». Припомнить подобных обменов между каналами, включая выдачу новой лицензии на вещание, я не могу. На ум приходит только перепрограммирование канала «Спорт» и создание на его базе «России 2». Но это было хотя бы в рамках одного холдинга, той же ВГТРК.

А случаев, когда частота одной телекомпании фактически сдана в «аренду» другой, да к тому же столь переферийной, еще не было.

Теперь ВГТРК, как пояснили мне в компании, исключительно за счет вливаний из областного бюджета, положенных «Подмосковью», будет заниматься производством программ для Московской области. По такой же схеме государственный медиахолдинг создает контент для городского канала «Москва 24».

Разумеется, и в случае с перемешением «Подмосковья» из кабеля на эфирную частоту официально исключается какое-либо совпадение с тем, что в Московской области в начале сентября грядут выборы губернатора. В официальном пресс-релизе ВГТРК лишь написано, что «сотрудничество ВГТРК с телеканалом "Подмосковье"’ станет логичным  продолжением практики участия крупнейшего российского государственного медиахолдинга в работе по обновлению и расширению вещания региональных телеканалов».
Навальный и Прохоров

В выпусках новостей технологии освещения деятельности кандидатов от Кремля на выборные должности остаются прежними - обкатанными в госэфире годами. В сюжетах о выборах мэра Москвы подавляющее количество времени отводится Собянину. На удивление лояльно пока относятся государственные телеканалы к Алексею Навальному, возможному кандидату в мэры Москвы. О нем говорят даже больше остальных претендентов: в новостях прошли сюжеты о том, что Навальный был выбран на съезде партии «РПР-Парнас». Телеканалы даже показали небольшие фрагменты со съезда, сообщали, что тот подал документы в столичный избирком.

Примечательно, что и на «Первом канале», и на «России 1» (тональность у них в отношении Навального немного отличается, но в целом вполне сбалансированно-информационная) почти не упоминают в сюжетах о выдвижении Навального в мэры Москвы о судебном процессе в Кирове, где тот проходит в качестве обвиняемого. А в субботу в программе «Время» цитировался опрос «Левада-центра», согласно которому голоса респондентов на выборах мэра 8 сентября распределились бы так: 61% у Сергея Собянина, 18%  у Михаила Прохорова (опрос проводился еще до того, как он отказался участвовать в выборах) и 3% у Алексея Навального. Такой роскоши – участия в официальных опросах, а главное цитирования этих данных на крупнейшем государственном канале —  оппозиционер раньше в эфире не удостаивался.

Но почти сразу стало ясно, что с «вольницей» для Навального госканалы явно перестарались.

Уже на следующий день в программе «Воскресное Время» на "Первом" тот же самый опрос «Левада-центра» цитировался уже без Навального. Телезрители узнали лишь о Собянине и Прохорове, а про остальных кандидатов ведущая Ирада Зейналова сказала, что у них меньше 3%.

Михаилу Прохорову, который сошел с дистанции на выборах мэра Москвы, тоже досталось.

Дмитрий Киселев в «Вестях недели» устроил ему полный разнос. Как всегда, ведущий не церемонился с определениями. Прохорову на «России 1» поставили на вид, что его приоритеты в бизнесе не в России, а в США, где у него активы, включая арены, недвижимость и баскетбольный клуб. Прохорову ставили в вину, что он якобы не хочет содержать российский баскетбол, что американский ему милее, там он тратит миллионы долларов, и значит его «выбор сделан». Более того, Киселев утверждал, что Прохоров «выкачал из России миллиарды долларов», что ничего «дать России он не может, и внутренне – не хочет, а взять – смог». Впрочем, всего через час с небольшим в эфире НТВ его целый час подробно опрашивали Тина Канделаки и Маргарита Симоньян в программе «Железные леди». Опросили по широкому кругу вопросов: почему отказался идти в мэры, за кого будет голосовать на выборах, будет ли участвовать в политике дальше, знал ли Прохоров, что глава его избирательного штаба Антон Красовский «открытый гей» и как он к этому относится.
Народный фронт и Мизулина

Из информационной палитры на прошлой неделе выделялись еще несколько тем. Разумеется, госканалы широкими мазками прошлись по очередному проекту Кремля – так называемому ребрендингу Общероссийского народного фронта, который теперь стал называться «Народный фронт за Россию!». И в новостях, и в итоговых программах были большие сюжеты, где рефреном шли бесконечные овации, прерывавшие выступление лидера нового фронта Владимира Путина, а также многократное скандирование: «Путин! Путин! Путин!»  или «Народ! Россия! Путин!»

Кстати, «Вести недели» отдельно озаботились и защитой «Единой России».

В качестве эксперта-заступника выступил Валерий Фадеев, заявивший, что, дескать, рано эту партию списывать в утиль: «’Единую Россию’ невозможно сейчас заменить. Это мощнейшая структура», — успокаивал однопартийцев ставший еще и «фронтовиком» главный редактор журнала «Эксперт».

Еще одним героем телеэфира стала депутат Госдумы Елена Мизулина, которая сейчас превратилась в главного борца за нравственные устои, мораль и сексуальное воспитание подрастающего поколения. На прошедшей неделе активно обсуждалось голосование по законопроекту о запрете на гей-пропаганду среди несовершеннолетних. В интервью Марианне Максимовской  в программе «Неделя» на РЕН ТВ депутат рассказала о четырех формах нетрадиционного секса: мужеложстве, лесбиянстве, бисексуализме и транссексуализме, а также заявила, что не считает ненормальным, если из однополых семей будут забирать некровных, усыновленных детей и возвращать их в детские дома. А в очерке-интервью Олега Ясакова в «Центральном телевидении» на НТВ выяснилось, что у депутата Мизулиной  на очереди еще один законопроект «О повышении возрастного ценза для вступления в сексуальные отношения». Рассказывая о мотивах такой инициативы, сама депутат на полном серьезе стала говорить, что современные подростки совсем не готовы вступать в сексуальные отношения раньше 18 лет. В некоторых моментах выступления Мизулиной журналисты, судя по выражению их лиц, немели, не зная, как реагировать на ее заявления и аргументы.
Трагедии маленьких

И еще два по-настоящему важных журналистских телематериала было на этой неделе в итоговых программах. Павел Селин в программе «Парфенов» на «Дожде» (это был их последний выпуск в эфире, поскольку у программы закончилось финансирование) бескомпромиссно и жестко рассказал о судьбах детей, которые стали жертвами закона Димы Яковлева, наложившего запрет на усыновление российских сирот американцами. В репортаже Селина была история о счастливой судьбе шестилетней девочки Полины, которая успела одной из последних уехать в США с родителями и обрести там семью и рассказ о трагедии детей, которым в отличие от Полины, из-за принятия антисиротского закона, ничего не остается, как обрекать себя на тяжкое существование в российской системе домов-инвалидов, а по сути, медленную смерть.

Ведь российские семьи почти не усыновляют больных детей.

А Роман Супер на РЕН ТВ в программе «Неделя» снял репортаж о 26-летней Наде Кузнецовой из Новгорода, с рождения страдающей  тяжелой формой болезни «синдром бабочки». В России Надю никто не лечил. Это толком и невозможно, и дорого. Благодаря средствам, которые собрали зрители «Недели», Надя полетела в Германию, где немецкие врачи будут делать ей очень сложную операцию по восстановлению пальцев, которые у девушки давно срослись. И в  этом репортаже страшные, без заигрывания со зрителями факты, слова и «картинка». Корреспондент Супер говорит за кадром: «Больно и страшно не Наде, а нам всем, внукам победителей».

Самые популярные программы

Самые популрные телепроекты

Показатели телеканалов в июне 2013 года

Арина Бородина
колумнист Forbes