Поствыборная игра: “Проверь меня”

Так что же сделать, чтобы многочисленные протесты и язвительные публикации не остались простым сотрясанием воздуха? Как убедиться, обоснованы они или нет? Ответ очевиден - проверять, проверять и еще раз проверять. Только так.

Сейчас много пишут и говорят о махинациях на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва, прошедших 4 декабря 2011 года (здесь, здесь, здесь и еще много где). Статистические исследования наглядно демонстрируют следы массовых вбросов избирательных бюллетеней (вот здесь и здесь, например, можно посмотреть).
Так что же сделать, чтобы многочисленные протесты и язвительные публикации не остались простым сотрясанием воздуха? Как убедиться, обоснованы они или нет?
Ответ очевиден - проверять, проверять и еще раз проверять. Только так. От слов - к делу.
Существует мнение, что поствыборные проверки бессмысленны: во-первых, на их проведение требуется много времени, по прошествии которого всякий интерес к событию будет утерян; во-вторых, для отмены результатов необходимы слишком большие усилия; в-третьих, многие депутаты даже от оппозиционных партий не заинтересованы в перевыборах – они-то уже прошли Думу.
На самом деле это совершенно не так. Эти выборы не последние, а злоупотребления провоцируются безнаказанностью. Как только за махинации с подсчетом бюллетеней будут серьезно и последовательно наказывать – количество желающих этим заниматься резко поубавится. Масштабное расследование принесет ощутимые результаты даже без признания выборов нелегитимными.
Оппозиция должна осознать, что отмена результатов голосования по 1% избирательных участков не даст почти ничего; суровое же наказание даже 1% махинаторов даст очень многое.
А власть должна понять, наконец, что чиновники, не выполняющие свои обязанности по отношению к электорату в течение сроков предоставленных полномочий и компенсирующие это подтасовками на выборах, компрометируют ее в двукратном размере.
Безусловно, существуют проблемы блокировки поствыборных проверок и келейности их проведения. Однако такие действия больше всего вредят репутации власти. Если вы не даете проверять или не допускаете к проверкам представителей оппозиции, прессу и независимых наблюдателей, значит – виноваты. Премьер В. Путин требует “больше конкретики”. Серьезные поствыборные проверки – самый лучший способ расставить все точки над i.
Тогда возникает закономерный вопрос – что проверять. Во-первых – сумматор ГАС “Выборы”, во-вторых – избирательные участки.
Первое при наличии исходных данных сделать проще простого. Второй вопрос порождает новый - сколько проверять и кого именно.
По первому пункту: чем больше - тем лучше, вплоть до охвата четверти избирателей в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Да, ресурсов на это потребуется много, но честные выборы - это основа основ демократии. С другой стороны, здесь важнее всего - наглядно продемонстрировать махинаторам, что они могут быть наказаны, и наказаны серьезно.
Теперь - кого проверять. Прежде всего - тех, кто в своем неуемном рвении угодить начальству (которое, вполне возможно, вовсе не просило отстаивать свои интересы незаконными методами) потерял всякий стыд и утратил чувство самосохранения. Как же их вычислить? Элементарным анализом результатов выборов.
Чтобы особо не заморачиваться со скачиванием данных с многочисленных официальных сайтов избиркомов субъектов РФ, можно получить то же самое одним файлом на сайте Электоральной статистики. Выборочная проверка показала совпадение результатов с официальными, кроме того, в указанном файле содержатся ссылки на странички с исходными данными, так что любые сомнения могут быть развеяны буквально одним щелчком мышки.
Закачиваем файл в электронную таблицу или базу данных и начнем, помолясь.
1.   Проверка корректности работы ГАС “Выборы”
Пересчитаем результаты и сравним их с официальными.
Таблица 1. Сравнение результатов.
Официально
Пересчет
Число действительных избирательных бюллетеней
64623062
64547277
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
8695522 (13.24%)
8681418 (13.44970447%)
Либерально-демократическая партия России
7664570 (11.67%)
7653629 (11.85740027%)
ПАТРИОТЫ РОССИИ
639119 (0.97%)
638012 (0.988441387%)
Коммунистическая партия Российской Федерации
12599507 (19.19%)
12578125 (19.4866857%)
ЯБЛОКО
2252403 (3.43%)
2244830 (3.477807437%)
ЕДИНАЯ РОССИЯ
32379135 (49.32%)
32359241 (50.13261985%)
ПРАВОЕ ДЕЛО
392806 (0.60%)
392022 (0.60734088%)
Как видим, налицо существенные расхождения. Безусловно, разница не столь драматична, но данные должны быть корректными, а арифметика – безупречной.
Так что первым делом необходимо установить, с чем эти расхождения связаны и какие результаты являются правильными.
2.   Выявление избирательных участков, где могли происходить серьезные подтасовки
I. Участки, подозрительные в отношении массовых вбросов бюллетеней, отбираются:
  • (a) по малому количеству погашенных бюллетеней;
  • (b) по  сверхвысокой явке избирателей.
Таблица 2.I.a. Количество УИК в зависимости от процента погашенных бюллетеней, по регионам.
Регион
0%
РФ
2508
9535
14472
Москва
28
200
431
Санкт-Петербург
62
113
187
В Москве, например, пожадничали погасить хотя бы один бюллетень на 28 участках. Вот они, эти герои.
Таблица 2.I.a.1. УИК Москвы без погашенных бюллетеней.
УИК №845
район Богородское
Город Москва - Восточная
УИК №3281
район Метрогородок
Город Москва - Восточная
УИК №3276
район Измайлово
Город Москва - Восточная
УИК №3287
район Преображенское
Город Москва - Восточная
УИК №3290
район Северное Измайлово
Город Москва - Восточная
УИК №3318
район Текстильщики
Город Москва - Донская
УИК №3319
район Текстильщики
Город Москва - Донская
УИК №1699
Даниловский район
Город Москва - Донская
УИК №3372
район Проспект Вернадского
Город Москва - Кунцевская
УИК №901
район Вешняки
Город Москва - Люблинская
УИК №3306
район Капотня
Город Москва - Люблинская
УИК №1401
район Люблино
Город Москва - Люблинская
УИК №3312
район Люблино
Город Москва - Люблинская
УИК №3313
район Люблино
Город Москва - Люблинская
УИК №3384
район Покровское-Стрешнево
Город Москва - Тушинская
УИК №3386
район Северное Тушино
Город Москва - Тушинская
УИК №1856
район Орехово-Борисово Северное
Город Москва - Царицынская
УИК №1881
район Орехово-Борисово Северное
Город Москва - Царицынская
УИК №3343
район Царицыно
Город Москва - Царицынская
УИК №3209
Басманный район
Город Москва - Центральная
УИК №3216
Пресненский район
Город Москва - Центральная
УИК №161
Тверской район
Город Москва - Центральная
УИК №3229
район Хамовники
Город Москва - Центральная
УИК №3231
район Хамовники
Город Москва - Центральная
УИК №3348
район Зюзино
Город Москва - Черемушкинская
УИК №3349
район Зюзино
Город Москва - Черемушкинская
УИК №310
Головинский район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №363
район Коптево
Город Москва - Шереметьевская
Таблица 2.I.b. Количество УИК в зависимости от процента явки избирателей, по регионам.
Регион
100%
>95%
>90%
РФ
1547
8009
12586
Москва
21
72
126
Санкт-Петербург
53
95
125
Например, в Москве 21 избирательный участок добился стопроцентной явки. По Санкт-Петербургу в таблице 2.I.b.2 из перечня для экономии места были исключены мелкие УИК (менее 50 избирателей).
Любой, внесенный в списки ниже приведенных участков и не ходивший голосовать, имеет основание предъявить претензию о хищении его голоса.
Таблица 2.I.b.1. УИК Москвы со 100% явкой.
УИК №3268
район Богородское
Город Москва - Восточная
УИК №3273
район Восточное Измайлово
Город Москва - Восточная
УИК №3280
район Метрогородок
Город Москва - Восточная
УИК №3276
район Измайлово
Город Москва - Восточная
УИК №3319
район Текстильщики
Город Москва - Донская
УИК №3323
Южнопортовый район
Город Москва - Донская
УИК №1786
район Нагатино-Садовники
Город Москва - Донская
УИК №3374
район Раменки
Город Москва - Кунцевская
УИК №3312
район Люблино
Город Москва - Люблинская
УИК №3260
район Лианозово
Город Москва - Медведковская
УИК №3334
район Москворечье-Сабурово
Город Москва - Царицынская
УИК №1980
район Чертаново Центральное
Город Москва - Царицынская
УИК №3266
район Ростокино
Город Москва - Центральная
УИК №3210
район Замоскворечье
Город Москва - Центральная
УИК №3212
район Замоскворечье
Город Москва - Центральная
УИК №3220
Таганский район
Город Москва - Центральная
УИК №3222
Тверской район
Город Москва - Центральная
УИК №3231
район Хамовники
Город Москва - Центральная
УИК №3241
Бескудниковский район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №3245
район Западное Дегунино
Город Москва - Шереметьевская
УИК №3254
район Сокол
Город Москва - Шереметьевская
Таблица 2.I.b.2. УИК Санкт-Петербурга со 100% явкой.
УИК №561
Территориальная избирательная комиссия №3
Город Санкт-Петербург - Западная
УИК №1356
Территориальная избират. комиссия №18
Город Санкт-Петербург - Центральная
II. Участки, подозрительные в отношении воровства голосов одних партий в пользу других, определяются:
  • (a) по запредельному проценту голосовавших за какую-либо партию;
  • (b) по большому проценту голосовавших за какую-либо партию при условии средних показателей явки на избирательный участок;
  • (c) по существенному превышению процента голосов за какую-либо партию по сравнению со средним уровнем (этот тест целесообразно проводить отдельно по регионам ввиду значительных различий в предпочтениях избирателей и только для относительно крупных участков).
Таблица 2.II.a. Количество УИК в зависимости от процента голосовавших за какую-либо партию, по регионам.
Регион
100%
>95%
>90%
РФ
357
4113
7232
Москва
0
3
19
Санкт-Петербург
2
4
14
Таблица 2.II.b. Количество УИК с явкой ниже 50% (по предварительным данным, средняя явка по РФ была чуть больше 60%) в зависимости от процента голосовавших за какую-либо партию, по регионам.
Регион
>80%
>70%
>60%
РФ
97
308
886
Москва
4
11
37
Санкт-Петербург
1
7
40
Таблица 2.II.c. Количество УИК с повышенным (относительно среднего уровня) процентным уровнем голосования за какую-либо партию, по регионам.
Регион
>250%
>200%
>150%
РФ
886
6838
33037
Москва
69
289
1458
Санкт-Петербург
18
72
556
III. Участки, подозрительны в отношении махинаций, могут быть также выявлены:
  • (a) по большому количеству утраченных либо не учтенных бюллетеней (поля 17 и 18 протокола УИК);
  • (b) по большому количеству пропавших либо неизвестно откуда взявшихся бюллетеней.
Случай (b) - это когда число полученных комиссией бюллетеней не равно сумме бюллетеней в ящиках (переносных и стационарных), погашенных и утерянных за вычетом бюллетеней, не учтенных при получении (в терминах протокола УИК: 2 ≠ 6 + 7 + 8 + 17 – 18). Приблизительно 12.000 из 95.000 (т.е. более 12%) избирательных участков не выдерживают этой элементарной проверки. Небольшое расхождение свидетельствует, скорее всего, о технических ошибках (которых, кстати говоря, не должно быть столько при работе с бланками строгой отчетности). Значительная разница может свидетельствовать о грубой фальсификации.
Таблица 2.III.a. Количество УИК c утраченными бюллетенями, по регионам.
Регион
>100
>50
>10
РФ
4
12
44
Москва
0
0
0
Санкт-Петербург
0
2
7
Таблица 2.III.a.1. УИК с более чем 50 утраченными бюллетенями.
УИК №216
Великий Новгород
Новгородская область
300
УИК №94
Уфа, Кировская
Республика Башкортостан - Уфимская
212
УИК №89
Гурьевская
Калининградская область
200
УИК №2713
Пермская
Пермский край - Южная
150
УИК №364
Территориальная избирательная комиссия №11
Город Санкт-Петербург - Северная
71
УИК №370
Территориальная избирательная комиссия №11
Город Санкт-Петербург - Северная
71
УИК №603
Балашовская
Саратовская область - Балашовская
64
УИК №3012
Химкинская городская
Московская область - Химкинская
63
УИК №613
Балашовская
Саратовская область - Балашовская
55
УИК №1155
Новолакская
Республика Дагестан - Махачкалинская
54
УИК №616
Балашовская
Саратовская область - Балашовская
53
УИК №629
Балашовская
Саратовская область - Балашовская
51
Таблица 2.III.b. Количество УИК c пропавшими/возникшими бюллетенями, по регионам.
Регион
>100
>50
>10
РФ
192
547
2195
Москва
58
156
552
Санкт-Петербург
66
127
378
Таблица 2.III.b.1. Топ-20 пропавших бюллетеней.
УИК №1248
Территориальная изб. комиссия №24
Город Санкт-Петербург - Южная
740
УИК №1178
район Северное Измайлово
Город Москва - Восточная
709
УИК №632
Территориальная изб. комиссия №21
Город Санкт-Петербург - Южная
484
УИК №453
Владимир, Октябрьская
Владимирская область
392
УИК №1334
Территориальная изб. комиссия №18
Город Санкт-Петербург - Центральная
366
УИК №1551
Территориальная изб. комиссия №28
Город Санкт-Петербург - Центральная
365
УИК №480
Астрахань, Ленинская
Астраханская область
338
УИК №18
Омск, Кировская
Омская область - Центральная
333
УИК №1253
район Выхино-Жулебино
Город Москва - Люблинская
330
УИК №104
Саратов, Заводская
Саратовская область - Саратовская
326
УИК №1548
Территориальная изб. комиссия №28
Город Санкт-Петербург - Центральная
310
УИК №2541
Можайский район
Город Москва - Кунцевская
308
УИК №1475
Территориальная изб. комиссия №12
Город Санкт-Петербург - Центральная
308
УИК №1549
Территориальная изб. комиссия №28
Город Санкт-Петербург - Центральная
306
УИК №791
Клинская
Московская область - Химкинская
305
УИК №2130
Краснодар, Карасунская
Краснодарский край - Краснодарская
303
УИК №1288
район Выхино-Жулебино
Город Москва - Люблинская
301
УИК №1338
Территориальная изб. комиссия №18
Город Санкт-Петербург - Центральная
301
УИК №463
район Ховрино
Город Москва - Шереметьевская
298
УИК №630
Территориальная изб. комиссия №21
Город Санкт-Петербург - Южная
295
Таблица 2.III.b.2. Чемпионы по материализации бюллетеней.
УИК №2253
Подольская
Московская область - Подольская
188
УИК №250
Великий Новгород
Новгородская область
21
УИК №775
Иркутск, Свердловская
Иркутская область - Иркутская
15
УИК №212
Дзержинская городская
Московская область - Подольская
8
IV. В зависимости от технических возможностей проверки подходящие списки объединяются и доводятся до нужного количества путем наложения дополнительных критериев - отсекая, допустим, мелкие УИК.
Например, объединив по Москве участки стопроцентной явки, отсутствия погашенных бюллетеней, давшие более 90% голосов за какую-либо партию, проголосовавшие за кого-нибудь более 70% при явке менее 50% избирателей и потерявшие более 100 бюллетеней  с отсечением УИК, где зарегистрировано менее 200 избирателей, получаем 110 первоочередных кандидатов на проверку. Это около 3.2% московских избирательных участков с охватом приблизительно 2.8% зарегистрированных избирателей.
Таблица 2.IV. УИК Москвы, первоочередные кандидаты на проверку.
УИК №2429
район Внуково
Город Москва - Кунцевская
УИК №2755
район Фили-Давыдково
Город Москва - Кунцевская
УИК №1215
район Соколиная гора
Город Москва - Восточная
УИК №403
Савеловский район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №2661
район Раменки
Город Москва - Кунцевская
УИК №36
Басманный район
Город Москва - Центральная
УИК №1929
район Царицыно
Город Москва - Царицынская
УИК №147
Тверской район
Город Москва - Центральная
УИК №1340
район Лефортово
Город Москва - Донская
УИК №2847
район Северное Тушино
Город Москва - Тушинская
УИК №125
Таганский район
Город Москва - Центральная
УИК №2672
район Солнцево
Город Москва - Кунцевская
УИК №1178
район Северное Измайлово
Город Москва - Восточная
УИК №1288
район Выхино-Жулебино
Город Москва - Люблинская
УИК №965
район Гольяново
Город Москва - Восточная
УИК №2098
Гагаринский район
Город Москва - Донская
УИК №409
Савеловский район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №407
Савеловский район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №955
район Гольяново
Город Москва - Восточная
УИК №1908
район Орехово-Борисово Южное
Город Москва - Царицынская
УИК №2751
район Фили-Давыдково
Город Москва - Кунцевская
УИК №2673
район Солнцево
Город Москва - Кунцевская
УИК №449
район Ховрино
Город Москва - Шереметьевская
УИК №2999
район Щукино
Город Москва - Тушинская
УИК №1856
район Орехово-Борисово Северное
Город Москва - Царицынская
УИК №217
район Аэропорт
Город Москва - Шереметьевская
УИК №1883
район Орехово-Борисово Южное
Город Москва - Царицынская
УИК №1073
район Новогиреево
Город Москва - Люблинская
УИК №287
район Восточное Дегунино
Город Москва - Шереметьевская
УИК №115
Таганский район
Город Москва - Центральная
УИК №1551
район Текстильщики
Город Москва - Донская
УИК №960
район Гольяново
Город Москва - Восточная
УИК №310
Головинский район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №2734
район Филевский парк
Город Москва - Кунцевская
УИК №956
район Гольяново
Город Москва - Восточная
УИК №1003
район Ивановское
Город Москва - Восточная
УИК №2515
Можайский район
Город Москва - Кунцевская
УИК №463
район Ховрино
Город Москва - Шереметьевская
УИК №1722
Донской район
Город Москва - Донская
УИК №251
Войковский район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №1612
район Бирюлево Восточное
Город Москва - Царицынская
УИК №2541
Можайский район
Город Москва - Кунцевская
УИК №1114
район Перово
Город Москва - Восточная
УИК №1284
район Выхино-Жулебино
Город Москва - Люблинская
УИК №2592
район Очаково-Матвеевское
Город Москва - Кунцевская
УИК №1235
район Выхино-Жулебино
Город Москва - Люблинская
УИК №2972
район Щукино
Город Москва - Тушинская
УИК №2103
район Зюзино
Город Москва - Черемушкинская
УИК №2507
район Кунцево
Город Москва - Кунцевская
УИК №1572
Южнопортовый район
Город Москва - Донская
УИК №859
район Богородское
Город Москва - Восточная
УИК №2053
Академический район
Город Москва - Донская
УИК №2438
район Дорогомилово
Город Москва - Центральная
УИК №2089
Гагаринский район
Город Москва - Донская
УИК №931
район Гольяново
Город Москва - Восточная
УИК №1253
район Выхино-Жулебино
Город Москва - Люблинская
УИК №118
Таганский район
Город Москва - Центральная
УИК №165
район Хамовники
Город Москва - Центральная
УИК №848
район Богородское
Город Москва - Восточная
УИК №2157
район Коньково
Город Москва - Черемушкинская
УИК №941
район Гольяново
Город Москва - Восточная
УИК №2021
район Чертаново Южное
Город Москва - Царицынская
УИК №2989
район Щукино
Город Москва - Тушинская
УИК №2945
район Хорошево-Мневники
Город Москва - Тушинская
УИК №92
Пресненский район
Город Москва - Центральная
УИК №48
район Замоскворечье
Город Москва - Центральная
УИК №1927
район Царицыно
Город Москва - Царицынская
УИК №87
Пресненский район
Город Москва - Центральная
УИК №363
район Коптево
Город Москва - Шереметьевская
УИК №417
район Сокол
Город Москва - Шереметьевская
УИК №2991
район Щукино
Город Москва - Тушинская
УИК №161
Тверской район
Город Москва - Центральная
УИК №1401
район Люблино
Город Москва - Люблинская
УИК №2969
район Хорошево-Мневники
Город Москва - Тушинская
УИК №2
район Арбат
Город Москва - Центральная
УИК №901
район Вешняки
Город Москва - Люблинская
УИК №2058
Академический район
Город Москва - Донская
УИК №3348
район Зюзино
Город Москва - Черемушкинская
УИК №6
район Арбат
Город Москва - Центральная
УИК №1699
Даниловский район
Город Москва - Донская
УИК №2707
район Тропарево-Никулино
Город Москва - Кунцевская
УИК №3222
Тверской район
Город Москва - Центральная
УИК №3372
район Проспект Вернадского
Город Москва - Кунцевская
УИК №3220
Таганский район
Город Москва - Центральная
УИК №4002
район Замоскворечье
Город Москва - Центральная
УИК №3343
район Царицыно
Город Москва - Царицынская
УИК №1706
Даниловский район
Город Москва - Донская
УИК №3287
район Преображенское
Город Москва - Восточная
УИК №3249
Левобережный район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №3323
Южнопортовый район
Город Москва - Донская
УИК №3312
район Люблино
Город Москва - Люблинская
УИК №3229
район Хамовники
Город Москва - Центральная
УИК №3319
район Текстильщики
Город Москва - Донская
УИК №3273
район Восточное Измайлово
Город Москва - Восточная
УИК №3295
район Сокольники
Город Москва - Восточная
УИК №3314
район Некрасовка
Город Москва - Люблинская
УИК №3313
район Люблино
Город Москва - Люблинская
УИК №3306
район Капотня
Город Москва - Люблинская
УИК №3300
район Сокольники
Город Москва - Восточная
УИК №845
район Богородское
Город Москва - Восточная
УИК №3266
район Ростокино
Город Москва - Центральная
УИК №3384
район Покровское-Стрешнево
Город Москва - Тушинская
УИК №3260
район Лианозово
Город Москва - Медведковская
УИК №1980
район Чертаново Центральное
Город Москва - Царицынская
УИК №3216
Пресненский район
Город Москва - Центральная
УИК №3401
район Силино
Город Москва - Тушинская
УИК №3241
Бескудниковский район
Город Москва - Шереметьевская
УИК №3210
район Замоскворечье
Город Москва - Центральная
УИК №1786
район Нагатино-Садовники
Город Москва - Донская
УИК №1881
район Орехово-Борисово Северное
Город Москва - Царицынская
Для проверки легитимности выборов требуется провести гораздо больший объем проверок. Смягчив критерии, получаем расширенный список кандидатов - например, такой: около 29 тыс. участков, охватывающих примерно 27.4 млн. зарегистрированных избирателей.
3.   Проверка подозрительных избирательных участков
Массовые вбросы бюллетеней за граждан, проигнорировавших выборы, определяются выверкой журналов со списками избирателей. Если там формально все в порядке - обходом жителей и выяснением, чьи подписи в журналах были подделаны.
“Перераспределение” голосов при подсчете или при передаче протоколов в вышестоящие органы - повторным пересчетом бюллетеней. Здесь, правда, могут быть предъявлены подложные (скорректированные) бюллетени, поскольку Инструкция по организации голосования не требует подписывания или какой-либо иной формы индивидуализации мешков и коробок, в которые запаковывают бюллетени и прочие открепительные удостоверения. Но здесь уж ничего теперь не поделаешь. Как быть с этим в будущем - чуть ниже.
4.   Что делать с результатами

 

I. Если подозрения о массовых подтасовках не подтвердятся, необходимо.
  1. Объявить статистику лженаукой.
  2. Запретить ее преподавание в государственных учебных заведениях.
  3. Публично сжечь учебники.
Нечего этой продажной девке империализма баламутить наших целомудренных граждан.
II. Если подозрения о массовых подтасовках подтвердятся, необходимо.
  1. Уволить Председателя ЦИК с треском, позором и пожизненным запретом занятия государственных постов.
  2. Уволить членов УИК, где производились махинации, с их государственных постов с шестилетним запретом работы в государственных учреждениях. Правда, при этом существует риск значительного обновления состава директоров средних школ. Но может, оно и к лучшему.
  3. Возбудить уголовные дела по фактам подделки собственноручных подписей граждан в избирательных журналах и протоколах избирательных комиссий.
III. Для обеспечения прозрачности выборов необходимо произвести следующие изменения в законодательстве.
  1. Ужесточить ответственность за фальсификацию итогов голосования. Махинации на выборах убийственны для страны.
  2. Должно быть официально запрещено электронное голосование. Если ГАС “Выборы” перестанет быть чисто техническим средством передачи и суммирования данных и приобретет юридическую значимость - результаты выборов вообще потеряют какую бы то ни было корреляцию с народным волеизъявлением.
  3. Данные по всем участковым избирательным комиссиям должны быть доступны в виде одного файла на сайте Центральной избирательной комиссии и подписаны ЭЦП Председателя ЦИК. Иначе это не документ, а филькина грамота.
  4. Последний абзац пункта 2.16 Инструкции по организации голосования должен быть сформулирован в следующей редакции: “Мешки или коробки, в том числе со списком избирателей, опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках обязаны вправе поставить свои подписи члены УИК как с правом решающего голоса, а также имеют право поставить свои подписи члены УИК так и с правом совещательного голоса и иные лица, указанные в пункте 2.3.2 настоящей Инструкции. Подписи рекомендуется по возможности ставить таким образом, чтобы они одновременно захватывали мешок (коробку) и печать. Список подписантов должен быть отражен в протоколе об итогах голосования”.
Выводы
  1. Поствыборная проверка является единственным способом нахождения консенсуса между властью, которая считает прошедшие выборы честными, и оппозицией, заявляющей, что итоги голосования фальсифицированы. В ней должны быть равно заинтересованы все стороны, а также общество в целом.
  2. Ряд избирательных участков имеет явные признаки подтасовок.
  3. Для того чтобы убедится в легитимности выборов, необходимо проверить около 29 тыс. участков.
  4. Если выявленные нарушения будут иметь для их исполнителей серьезные административные и уголовные последствия, в будущем можно будет рассчитывать на значительное увеличение прозрачности народного волеизъявления вне зависимости от объема и результатов проверки.