Так что же сделать, чтобы многочисленные протесты и язвительные публикации не остались простым сотрясанием воздуха? Как убедиться, обоснованы они или нет? Ответ очевиден - проверять, проверять и еще раз проверять. Только так.
Сейчас много пишут и говорят о махинациях на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва, прошедших 4 декабря 2011 года (здесь, здесь, здесь и еще много где). Статистические исследования наглядно демонстрируют следы массовых вбросов избирательных бюллетеней (вот здесь и здесь, например, можно посмотреть).
Так что же сделать, чтобы многочисленные протесты и язвительные публикации не остались простым сотрясанием воздуха? Как убедиться, обоснованы они или нет?
Ответ очевиден - проверять, проверять и еще раз проверять. Только так. От слов - к делу.
Существует мнение, что поствыборные проверки бессмысленны: во-первых, на их проведение требуется много времени, по прошествии которого всякий интерес к событию будет утерян; во-вторых, для отмены результатов необходимы слишком большие усилия; в-третьих, многие депутаты даже от оппозиционных партий не заинтересованы в перевыборах – они-то уже прошли Думу.
На самом деле это совершенно не так. Эти выборы не последние, а злоупотребления провоцируются безнаказанностью. Как только за махинации с подсчетом бюллетеней будут серьезно и последовательно наказывать – количество желающих этим заниматься резко поубавится. Масштабное расследование принесет ощутимые результаты даже без признания выборов нелегитимными.
Оппозиция должна осознать, что отмена результатов голосования по 1% избирательных участков не даст почти ничего; суровое же наказание даже 1% махинаторов даст очень многое.
А власть должна понять, наконец, что чиновники, не выполняющие свои обязанности по отношению к электорату в течение сроков предоставленных полномочий и компенсирующие это подтасовками на выборах, компрометируют ее в двукратном размере.
Безусловно, существуют проблемы блокировки поствыборных проверок и келейности их проведения. Однако такие действия больше всего вредят репутации власти. Если вы не даете проверять или не допускаете к проверкам представителей оппозиции, прессу и независимых наблюдателей, значит – виноваты. Премьер В. Путин требует “больше конкретики”. Серьезные поствыборные проверки – самый лучший способ расставить все точки над i.
Тогда возникает закономерный вопрос – что проверять. Во-первых – сумматор ГАС “Выборы”, во-вторых – избирательные участки.
Первое при наличии исходных данных сделать проще простого. Второй вопрос порождает новый - сколько проверять и кого именно.
По первому пункту: чем больше - тем лучше, вплоть до охвата четверти избирателей в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Да, ресурсов на это потребуется много, но честные выборы - это основа основ демократии. С другой стороны, здесь важнее всего - наглядно продемонстрировать махинаторам, что они могут быть наказаны, и наказаны серьезно.
Теперь - кого проверять. Прежде всего - тех, кто в своем неуемном рвении угодить начальству (которое, вполне возможно, вовсе не просило отстаивать свои интересы незаконными методами) потерял всякий стыд и утратил чувство самосохранения. Как же их вычислить? Элементарным анализом результатов выборов.
Чтобы особо не заморачиваться со скачиванием данных с многочисленных официальных сайтов избиркомов субъектов РФ, можно получить то же самое одним файлом на сайте Электоральной статистики. Выборочная проверка показала совпадение результатов с официальными, кроме того, в указанном файле содержатся ссылки на странички с исходными данными, так что любые сомнения могут быть развеяны буквально одним щелчком мышки.
Закачиваем файл в электронную таблицу или базу данных и начнем, помолясь.
1. Проверка корректности работы ГАС “Выборы”
Пересчитаем результаты и сравним их с официальными.
Таблица 1. Сравнение результатов.
Официально
|
Пересчет
|
|
Число действительных избирательных бюллетеней
|
64623062
|
64547277
|
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
|
8695522 (13.24%)
|
8681418 (13.44970447%)
|
Либерально-демократическая партия России
|
7664570 (11.67%)
|
7653629 (11.85740027%)
|
ПАТРИОТЫ РОССИИ
|
639119 (0.97%)
|
638012 (0.988441387%)
|
Коммунистическая партия Российской Федерации
|
12599507 (19.19%)
|
12578125 (19.4866857%)
|
ЯБЛОКО
|
2252403 (3.43%)
|
2244830 (3.477807437%)
|
ЕДИНАЯ РОССИЯ
|
32379135 (49.32%)
|
32359241 (50.13261985%)
|
ПРАВОЕ ДЕЛО
|
392806 (0.60%)
|
392022 (0.60734088%)
|
Как видим, налицо существенные расхождения. Безусловно, разница не столь драматична, но данные должны быть корректными, а арифметика – безупречной.
Так что первым делом необходимо установить, с чем эти расхождения связаны и какие результаты являются правильными.
2. Выявление избирательных участков, где могли происходить серьезные подтасовки
I. Участки, подозрительные в отношении массовых вбросов бюллетеней, отбираются:
- (a) по малому количеству погашенных бюллетеней;
- (b) по сверхвысокой явке избирателей.
Таблица 2.I.a. Количество УИК в зависимости от процента погашенных бюллетеней, по регионам.
Регион
|
0%
|
|
|
РФ
|
2508
|
9535
|
14472
|
Москва
|
28
|
200
|
431
|
Санкт-Петербург
|
62
|
113
|
187
|
В Москве, например, пожадничали погасить хотя бы один бюллетень на 28 участках. Вот они, эти герои.
Таблица 2.I.a.1. УИК Москвы без погашенных бюллетеней.
УИК №845
|
район Богородское
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3281
|
район Метрогородок
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3276
|
район Измайлово
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3287
|
район Преображенское
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3290
|
район Северное Измайлово
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3318
|
район Текстильщики
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №3319
|
район Текстильщики
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №1699
|
Даниловский район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №3372
|
район Проспект Вернадского
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №901
|
район Вешняки
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3306
|
район Капотня
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №1401
|
район Люблино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3312
|
район Люблино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3313
|
район Люблино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3384
|
район Покровское-Стрешнево
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №3386
|
район Северное Тушино
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №1856
|
район Орехово-Борисово Северное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №1881
|
район Орехово-Борисово Северное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №3343
|
район Царицыно
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №3209
|
Басманный район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3216
|
Пресненский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №161
|
Тверской район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3229
|
район Хамовники
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3231
|
район Хамовники
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3348
|
район Зюзино
|
Город Москва - Черемушкинская
|
|
УИК №3349
|
район Зюзино
|
Город Москва - Черемушкинская
|
|
УИК №310
|
Головинский район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №363
|
район Коптево
|
Город Москва - Шереметьевская
|
Таблица 2.I.b. Количество УИК в зависимости от процента явки избирателей, по регионам.
Регион
|
100%
|
>95%
|
>90%
|
РФ
|
1547
|
8009
|
12586
|
Москва
|
21
|
72
|
126
|
Санкт-Петербург
|
53
|
95
|
125
|
Например, в Москве 21 избирательный участок добился стопроцентной явки. По Санкт-Петербургу в таблице 2.I.b.2 из перечня для экономии места были исключены мелкие УИК (менее 50 избирателей).
Любой, внесенный в списки ниже приведенных участков и не ходивший голосовать, имеет основание предъявить претензию о хищении его голоса.
Таблица 2.I.b.1. УИК Москвы со 100% явкой.
УИК №3268
|
район Богородское
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3273
|
район Восточное Измайлово
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3280
|
район Метрогородок
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3276
|
район Измайлово
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3319
|
район Текстильщики
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №3323
|
Южнопортовый район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №1786
|
район Нагатино-Садовники
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №3374
|
район Раменки
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №3312
|
район Люблино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3260
|
район Лианозово
|
Город Москва - Медведковская
|
|
УИК №3334
|
район Москворечье-Сабурово
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №1980
|
район Чертаново Центральное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №3266
|
район Ростокино
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3210
|
район Замоскворечье
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3212
|
район Замоскворечье
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3220
|
Таганский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3222
|
Тверской район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3231
|
район Хамовники
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3241
|
Бескудниковский район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №3245
|
район Западное Дегунино
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №3254
|
район Сокол
|
Город Москва - Шереметьевская
|
Таблица 2.I.b.2. УИК Санкт-Петербурга со 100% явкой.
УИК №561
|
Территориальная избирательная комиссия №3
|
Город Санкт-Петербург - Западная
|
|
УИК №1356
|
Территориальная избират. комиссия №18
|
Город Санкт-Петербург - Центральная
|
II. Участки, подозрительные в отношении воровства голосов одних партий в пользу других, определяются:
- (a) по запредельному проценту голосовавших за какую-либо партию;
- (b) по большому проценту голосовавших за какую-либо партию при условии средних показателей явки на избирательный участок;
- (c) по существенному превышению процента голосов за какую-либо партию по сравнению со средним уровнем (этот тест целесообразно проводить отдельно по регионам ввиду значительных различий в предпочтениях избирателей и только для относительно крупных участков).
Таблица 2.II.a. Количество УИК в зависимости от процента голосовавших за какую-либо партию, по регионам.
Регион
|
100%
|
>95%
|
>90%
|
РФ
|
357
|
4113
|
7232
|
Москва
|
0
|
3
|
19
|
Санкт-Петербург
|
2
|
4
|
14
|
Таблица 2.II.b. Количество УИК с явкой ниже 50% (по предварительным данным, средняя явка по РФ была чуть больше 60%) в зависимости от процента голосовавших за какую-либо партию, по регионам.
Регион
|
>80%
|
>70%
|
>60%
|
РФ
|
97
|
308
|
886
|
Москва
|
4
|
11
|
37
|
Санкт-Петербург
|
1
|
7
|
40
|
Таблица 2.II.c. Количество УИК с повышенным (относительно среднего уровня) процентным уровнем голосования за какую-либо партию, по регионам.
Регион
|
>250%
|
>200%
|
>150%
|
РФ
|
886
|
6838
|
33037
|
Москва
|
69
|
289
|
1458
|
Санкт-Петербург
|
18
|
72
|
556
|
III. Участки, подозрительны в отношении махинаций, могут быть также выявлены:
- (a) по большому количеству утраченных либо не учтенных бюллетеней (поля 17 и 18 протокола УИК);
- (b) по большому количеству пропавших либо неизвестно откуда взявшихся бюллетеней.
Случай (b) - это когда число полученных комиссией бюллетеней не равно сумме бюллетеней в ящиках (переносных и стационарных), погашенных и утерянных за вычетом бюллетеней, не учтенных при получении (в терминах протокола УИК: 2 ≠ 6 + 7 + 8 + 17 – 18). Приблизительно 12.000 из 95.000 (т.е. более 12%) избирательных участков не выдерживают этой элементарной проверки. Небольшое расхождение свидетельствует, скорее всего, о технических ошибках (которых, кстати говоря, не должно быть столько при работе с бланками строгой отчетности). Значительная разница может свидетельствовать о грубой фальсификации.
Таблица 2.III.a. Количество УИК c утраченными бюллетенями, по регионам.
Регион
|
>100
|
>50
|
>10
|
РФ
|
4
|
12
|
44
|
Москва
|
0
|
0
|
0
|
Санкт-Петербург
|
0
|
2
|
7
|
Таблица 2.III.a.1. УИК с более чем 50 утраченными бюллетенями.
УИК №216
|
Великий Новгород
|
Новгородская область
|
300
|
|
УИК №94
|
Уфа, Кировская
|
Республика Башкортостан - Уфимская
|
212
|
|
УИК №89
|
Гурьевская
|
Калининградская область
|
200
|
|
УИК №2713
|
Пермская
|
Пермский край - Южная
|
150
|
|
УИК №364
|
Территориальная избирательная комиссия №11
|
Город Санкт-Петербург - Северная
|
71
|
|
УИК №370
|
Территориальная избирательная комиссия №11
|
Город Санкт-Петербург - Северная
|
71
|
|
УИК №603
|
Балашовская
|
Саратовская область - Балашовская
|
64
|
|
УИК №3012
|
Химкинская городская
|
Московская область - Химкинская
|
63
|
|
УИК №613
|
Балашовская
|
Саратовская область - Балашовская
|
55
|
|
УИК №1155
|
Новолакская
|
Республика Дагестан - Махачкалинская
|
54
|
|
УИК №616
|
Балашовская
|
Саратовская область - Балашовская
|
53
|
|
УИК №629
|
Балашовская
|
Саратовская область - Балашовская
|
51
|
Таблица 2.III.b. Количество УИК c пропавшими/возникшими бюллетенями, по регионам.
Регион
|
>100
|
>50
|
>10
|
РФ
|
192
|
547
|
2195
|
Москва
|
58
|
156
|
552
|
Санкт-Петербург
|
66
|
127
|
378
|
Таблица 2.III.b.1. Топ-20 пропавших бюллетеней.
УИК №1248
|
Территориальная изб. комиссия №24
|
Город Санкт-Петербург - Южная
|
740
|
|
УИК №1178
|
район Северное Измайлово
|
Город Москва - Восточная
|
709
|
|
УИК №632
|
Территориальная изб. комиссия №21
|
Город Санкт-Петербург - Южная
|
484
|
|
УИК №453
|
Владимир, Октябрьская
|
Владимирская область
|
392
|
|
УИК №1334
|
Территориальная изб. комиссия №18
|
Город Санкт-Петербург - Центральная
|
366
|
|
УИК №1551
|
Территориальная изб. комиссия №28
|
Город Санкт-Петербург - Центральная
|
365
|
|
УИК №480
|
Астрахань, Ленинская
|
Астраханская область
|
338
|
|
УИК №18
|
Омск, Кировская
|
Омская область - Центральная
|
333
|
|
УИК №1253
|
район Выхино-Жулебино
|
Город Москва - Люблинская
|
330
|
|
УИК №104
|
Саратов, Заводская
|
Саратовская область - Саратовская
|
326
|
|
УИК №1548
|
Территориальная изб. комиссия №28
|
Город Санкт-Петербург - Центральная
|
310
|
|
УИК №2541
|
Можайский район
|
Город Москва - Кунцевская
|
308
|
|
УИК №1475
|
Территориальная изб. комиссия №12
|
Город Санкт-Петербург - Центральная
|
308
|
|
УИК №1549
|
Территориальная изб. комиссия №28
|
Город Санкт-Петербург - Центральная
|
306
|
|
УИК №791
|
Клинская
|
Московская область - Химкинская
|
305
|
|
УИК №2130
|
Краснодар, Карасунская
|
Краснодарский край - Краснодарская
|
303
|
|
УИК №1288
|
район Выхино-Жулебино
|
Город Москва - Люблинская
|
301
|
|
УИК №1338
|
Территориальная изб. комиссия №18
|
Город Санкт-Петербург - Центральная
|
301
|
|
УИК №463
|
район Ховрино
|
Город Москва - Шереметьевская
|
298
|
|
УИК №630
|
Территориальная изб. комиссия №21
|
Город Санкт-Петербург - Южная
|
295
|
Таблица 2.III.b.2. Чемпионы по материализации бюллетеней.
УИК №2253
|
Подольская
|
Московская область - Подольская
|
188
|
|
УИК №250
|
Великий Новгород
|
Новгородская область
|
21
|
|
УИК №775
|
Иркутск, Свердловская
|
Иркутская область - Иркутская
|
15
|
|
УИК №212
|
Дзержинская городская
|
Московская область - Подольская
|
8
|
IV. В зависимости от технических возможностей проверки подходящие списки объединяются и доводятся до нужного количества путем наложения дополнительных критериев - отсекая, допустим, мелкие УИК.
Например, объединив по Москве участки стопроцентной явки, отсутствия погашенных бюллетеней, давшие более 90% голосов за какую-либо партию, проголосовавшие за кого-нибудь более 70% при явке менее 50% избирателей и потерявшие более 100 бюллетеней с отсечением УИК, где зарегистрировано менее 200 избирателей, получаем 110 первоочередных кандидатов на проверку. Это около 3.2% московских избирательных участков с охватом приблизительно 2.8% зарегистрированных избирателей.
Таблица 2.IV. УИК Москвы, первоочередные кандидаты на проверку.
УИК №2429
|
район Внуково
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №2755
|
район Фили-Давыдково
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №1215
|
район Соколиная гора
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №403
|
Савеловский район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №2661
|
район Раменки
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №36
|
Басманный район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №1929
|
район Царицыно
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №147
|
Тверской район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №1340
|
район Лефортово
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №2847
|
район Северное Тушино
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №125
|
Таганский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №2672
|
район Солнцево
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №1178
|
район Северное Измайлово
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №1288
|
район Выхино-Жулебино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №965
|
район Гольяново
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №2098
|
Гагаринский район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №409
|
Савеловский район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №407
|
Савеловский район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №955
|
район Гольяново
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №1908
|
район Орехово-Борисово Южное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №2751
|
район Фили-Давыдково
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №2673
|
район Солнцево
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №449
|
район Ховрино
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №2999
|
район Щукино
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №1856
|
район Орехово-Борисово Северное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №217
|
район Аэропорт
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №1883
|
район Орехово-Борисово Южное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №1073
|
район Новогиреево
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №287
|
район Восточное Дегунино
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №115
|
Таганский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №1551
|
район Текстильщики
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №960
|
район Гольяново
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №310
|
Головинский район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №2734
|
район Филевский парк
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №956
|
район Гольяново
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №1003
|
район Ивановское
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №2515
|
Можайский район
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №463
|
район Ховрино
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №1722
|
Донской район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №251
|
Войковский район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №1612
|
район Бирюлево Восточное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №2541
|
Можайский район
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №1114
|
район Перово
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №1284
|
район Выхино-Жулебино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №2592
|
район Очаково-Матвеевское
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №1235
|
район Выхино-Жулебино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №2972
|
район Щукино
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №2103
|
район Зюзино
|
Город Москва - Черемушкинская
|
|
УИК №2507
|
район Кунцево
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №1572
|
Южнопортовый район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №859
|
район Богородское
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №2053
|
Академический район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №2438
|
район Дорогомилово
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №2089
|
Гагаринский район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №931
|
район Гольяново
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №1253
|
район Выхино-Жулебино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №118
|
Таганский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №165
|
район Хамовники
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №848
|
район Богородское
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №2157
|
район Коньково
|
Город Москва - Черемушкинская
|
|
УИК №941
|
район Гольяново
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №2021
|
район Чертаново Южное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №2989
|
район Щукино
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №2945
|
район Хорошево-Мневники
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №92
|
Пресненский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №48
|
район Замоскворечье
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №1927
|
район Царицыно
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №87
|
Пресненский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №363
|
район Коптево
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №417
|
район Сокол
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №2991
|
район Щукино
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №161
|
Тверской район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №1401
|
район Люблино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №2969
|
район Хорошево-Мневники
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №2
|
район Арбат
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №901
|
район Вешняки
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №2058
|
Академический район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №3348
|
район Зюзино
|
Город Москва - Черемушкинская
|
|
УИК №6
|
район Арбат
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №1699
|
Даниловский район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №2707
|
район Тропарево-Никулино
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №3222
|
Тверской район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3372
|
район Проспект Вернадского
|
Город Москва - Кунцевская
|
|
УИК №3220
|
Таганский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №4002
|
район Замоскворечье
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3343
|
район Царицыно
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №1706
|
Даниловский район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №3287
|
район Преображенское
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3249
|
Левобережный район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №3323
|
Южнопортовый район
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №3312
|
район Люблино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3229
|
район Хамовники
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3319
|
район Текстильщики
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №3273
|
район Восточное Измайлово
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3295
|
район Сокольники
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3314
|
район Некрасовка
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3313
|
район Люблино
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3306
|
район Капотня
|
Город Москва - Люблинская
|
|
УИК №3300
|
район Сокольники
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №845
|
район Богородское
|
Город Москва - Восточная
|
|
УИК №3266
|
район Ростокино
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3384
|
район Покровское-Стрешнево
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №3260
|
район Лианозово
|
Город Москва - Медведковская
|
|
УИК №1980
|
район Чертаново Центральное
|
Город Москва - Царицынская
|
|
УИК №3216
|
Пресненский район
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №3401
|
район Силино
|
Город Москва - Тушинская
|
|
УИК №3241
|
Бескудниковский район
|
Город Москва - Шереметьевская
|
|
УИК №3210
|
район Замоскворечье
|
Город Москва - Центральная
|
|
УИК №1786
|
район Нагатино-Садовники
|
Город Москва - Донская
|
|
УИК №1881
|
район Орехово-Борисово Северное
|
Город Москва - Царицынская
|
Для проверки легитимности выборов требуется провести гораздо больший объем проверок. Смягчив критерии, получаем расширенный список кандидатов - например, такой: около 29 тыс. участков, охватывающих примерно 27.4 млн. зарегистрированных избирателей.
3. Проверка подозрительных избирательных участков
Массовые вбросы бюллетеней за граждан, проигнорировавших выборы, определяются выверкой журналов со списками избирателей. Если там формально все в порядке - обходом жителей и выяснением, чьи подписи в журналах были подделаны.
“Перераспределение” голосов при подсчете или при передаче протоколов в вышестоящие органы - повторным пересчетом бюллетеней. Здесь, правда, могут быть предъявлены подложные (скорректированные) бюллетени, поскольку Инструкция по организации голосования не требует подписывания или какой-либо иной формы индивидуализации мешков и коробок, в которые запаковывают бюллетени и прочие открепительные удостоверения. Но здесь уж ничего теперь не поделаешь. Как быть с этим в будущем - чуть ниже.
4. Что делать с результатами
I. Если подозрения о массовых подтасовках не подтвердятся, необходимо.
- Объявить статистику лженаукой.
- Запретить ее преподавание в государственных учебных заведениях.
- Публично сжечь учебники.
Нечего этой продажной девке империализма баламутить наших целомудренных граждан.
II. Если подозрения о массовых подтасовках подтвердятся, необходимо.
- Уволить Председателя ЦИК с треском, позором и пожизненным запретом занятия государственных постов.
- Уволить членов УИК, где производились махинации, с их государственных постов с шестилетним запретом работы в государственных учреждениях. Правда, при этом существует риск значительного обновления состава директоров средних школ. Но может, оно и к лучшему.
- Возбудить уголовные дела по фактам подделки собственноручных подписей граждан в избирательных журналах и протоколах избирательных комиссий.
III. Для обеспечения прозрачности выборов необходимо произвести следующие изменения в законодательстве.
- Ужесточить ответственность за фальсификацию итогов голосования. Махинации на выборах убийственны для страны.
- Должно быть официально запрещено электронное голосование. Если ГАС “Выборы” перестанет быть чисто техническим средством передачи и суммирования данных и приобретет юридическую значимость - результаты выборов вообще потеряют какую бы то ни было корреляцию с народным волеизъявлением.
- Данные по всем участковым избирательным комиссиям должны быть доступны в виде одного файла на сайте Центральной избирательной комиссии и подписаны ЭЦП Председателя ЦИК. Иначе это не документ, а филькина грамота.
- Последний абзац пункта 2.16 Инструкции по организации голосования должен быть сформулирован в следующей редакции: “Мешки или коробки, в том числе со списком избирателей, опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках обязаны вправе поставить свои подписи члены УИК как с правом решающего голоса, а также имеют право поставить свои подписи члены УИК так и с правом совещательного голоса и иные лица, указанные в пункте 2.3.2 настоящей Инструкции. Подписи рекомендуется по возможности ставить таким образом, чтобы они одновременно захватывали мешок (коробку) и печать. Список подписантов должен быть отражен в протоколе об итогах голосования”.
Выводы
- Поствыборная проверка является единственным способом нахождения консенсуса между властью, которая считает прошедшие выборы честными, и оппозицией, заявляющей, что итоги голосования фальсифицированы. В ней должны быть равно заинтересованы все стороны, а также общество в целом.
- Ряд избирательных участков имеет явные признаки подтасовок.
- Для того чтобы убедится в легитимности выборов, необходимо проверить около 29 тыс. участков.
- Если выявленные нарушения будут иметь для их исполнителей серьезные административные и уголовные последствия, в будущем можно будет рассчитывать на значительное увеличение прозрачности народного волеизъявления вне зависимости от объема и результатов проверки.