Ко дню рождения Отца народов
«Реальный масштаб исторической личности и ее деяний может быть оценен по прошествии минимум 100 лет со дня ухода в мир иной».
Из курса философии МГИМО МИД СССР, 1974 г.
- Ой, Деди, а что это у тебя сегодня в кабинете советский флаг, а под висящим на стене портретом великой тройки, где изображены Рузвельт, Черчилль и Сталин на Крымской конференции лежит скромный букет цветов?
- Марк, такие вещи вам, будущим защитникам отечества, нужно знать. Сегодня день рождения Сталина.
- Это какого такого Сталина? Того, который, как смеясь рассказывала прабабушка, моего прадеда чуть не уделал?
- Марк, ну, во-первых, не уделал, а благодарность вынес. А, во-вторых, масштаб его личности надо оценивать по конкретным делам.
- А это по каким, Деди?
- Да все просто. Давай по порядку. Сталин принял страну, находящуюся в полной разрухе, поскольку тогдашние общечеловеки - Каменев, Зиновьев, Бухарин, Радек - после смерти Ленина довели ее фактически до дна. Самой сильной фигурой тогда был Троцкий, одержимый безумной и маниакальной идеей всемирной революции, в которой Россия должна была выступить в качестве мелкой разменной монеты.
У Сталина была совсем другая концепция. С морально-этической, философской, идеологической и военной точек зрения она очень похожа на то, что сейчас пытается делать Путин, хотя, конечно, с гораздо меньшими результатами.
- А в чем суть?
- Суть в том, что на первом месте должны стоять национальные интересы нашей великой державы.
- Дед, подожди. А как это согласуется с деятельностью Коминтерна и поддержкой национально-освободительных движений за рубежом?
- Да впрямую, безо всяких зигзагов. Не имея, что называется «нашего человека в Гаване», то есть людей подобного типа за рубежом, СССР бы не выстоял. Потому что все были против нас, почти как сейчас. У нас горел весь внешний периметр.
Да, Сталин был жестоким человеком. Тех, кто не выполнял его указаний или не справлялся с работой, он безжалостно вычищал. Увы, иногда и к стенке ставил. Еще рано судить, насколько он был прав или не прав, но мы знаем одно: Отец народов принял нашу страну с деревянным крестьянским плугом, а оставил с ядерным оружием. Он практически возродил российскую империю в прежних границах, за исключением Финляндии, с которой, однако, особым договором были установлены особые отношения.
Мы победили в самой страшной в прошлом столетии Второй мировой войне. Цену заплатили запредельную, но если бы мы не отдали жизни десятков миллионов наших людей, не было бы ни страны, ни кого-либо из нас ныне живущих.
- Какая-то у тебя, Деди, больно лучезарная картина вырисовывается.
- Ты знаешь, Марк, еще раз повторюсь, Сталин - фигура неоднозначная. Но на него в свое время везде было вылито столько грязи, что в его день рождения имеет смысл все-таки напомнить о тех великих свершениях, которых он добился.
И еще один очень важный момент, о котором все почему-то забывают. В 1952 году Сталин решил кардинальным образом изменить государственную систему управления.
- А как, Деди?
- А расставить все по своим местам. А именно: у коммунистической партии должны были остаться только функции комиссаров.
- Это как?
- А вот так. Никаких отделов по отраслям промышленности в рамках ЦК КПСС, никакого двойного управления со стороны Совета министров и ЦК. Это вносило сумятицу и разнобой, и Сталин понимал, что если мы не проведем коренную реформу управления, то пойдем в тупик.
- В какой тупик?
- В коммунистический тупик, Марк. Ты знаешь, в советское время даже были улицы, которые так назывались – «Коммунистический тупик». А посему Сталин запланировал проведение съезда, на котором он хотел утвердить все указанные изменения, соответственно изменить Устав партии, а затем на сессии Верховного совета окончательно формализовать новую структуру управления.
- Ну и что, Деди?
- Если бы он это успел сделать, внук, мы бы не оказались там, где мы оказались в 1991 году, а были бы сегодня крупнейшей и единственной сверхдержавой в мире. Но, как говорится, «он в атаку последнюю шел, но судьба изменила герою, плюс к тому оказался тяжел, тот снаряд, что упал под горою».
- Это под какой горой?
- Да на ближней сталинской даче, где, как показывают изученные мной документы, фактически был убит Сталин, есть небольшая горка.
- А ты там был, Деди?
- Я там был, все излазил. И даже получил высокую честь посидеть за сталинским рабочим столом.
- А зачем?
- Знаешь, Марк, там его мысли пока еще остались. И когда садишься в это простое кресло и прикрываешь глаза, сверху начинает падать что-то такое, что ведет голову, и ты видишь, что на самом деле произошло в это месте в марте 53-го года.
- А что произошло, Деди?
- Заговор, Марк, элементарный заговор. При всей своей жесткости, жестокости и подозрительности Сталин никак не ждал удара в спину от своих ближайших друзей, которые собирались у него на очень поздние ужины.
- Как же все случилось?
- Не буду описывать процедуру, она описана неоднократно многими историками. Скажу лишь одно: Сталин в этот раз очень сильно просчитался. Он не ожидал, что предлагаемые им изменения не только не будут приняты его соратниками по Политбюро, но что эти нелюди, боясь потерять власть (а они неизбежно ее теряли при новой структуре), пойдут на такую меру, как убийство человека.
- Деди, страшные вещи ты рассказываешь.
- Знаешь, я видел массу фильмов на эту тему. И там почему-то в качестве главного заговорщика выставлен Лаврентий Берия.
- Разве не так?
- Это наглая, грязная ложь перестроечных дерьмократов и общечеловеков.
- А доказательства, Деди?
- Да очень простые, Марк. Берия после смерти Сталина, являясь Первым заместителем Председателя Совета министров СССР, начал претворять в жизнь те задумки и аппаратные решения, которые они обсуждали с вождем.
- И что дальше?
- А дальше и его мерзко и подло ликвидировали.
- Кто?
- А те, скажем прямо, никчемные деятели, для которых главным были не интересы страны, а свое руководящее кресло и власть – власть абсолютная и ничем не ограниченная.
Ну, Марк, мы отвлеклись. Сегодня день рождения великого человека. И, несмотря на то, что в гремящие огнем и сталью постреволюционные годы пострадали и мои родственники, я на него зла не держу.
- А почему?
- Да потому, Марк, что лидеру нации можно простить все ошибки, если он их делал, достигая основной цели - возвышения своей страны на недосягаемые высоты и обеспечения ее абсолютной государственной безопасности.
Вот поэтому, Марк, под портретом человека с трубкой и лежит букет такой же скромный, каковой была его личная жизнь.