Новая геополитическая и экономическая реальность – состоявшийся факт
«Удар состоялся, – сказал Остап Бендер, потирая ушибленный зад».
Ильф и Петров, «12 стульев».
Удар по Европе состоялся. Сначала они сами себе отшибли голову, потом со всей дури сели задницей на ржавый гвоздь, и теперь судорожно ищут возможность не просто вписаться в новую геополитическую реальность, а перехватить вместе со своими вашингтонскими хозяевами инициативу.
О чем речь? Мы уже писали, что в XXI веке международные транспортные коридоры (МТК) становятся мощным драйвером экономического развития стран. Международная финансовая система, а вслед за ней и западная экономика дошла до той точки самоисчерпания, когда в соответствии со вторым законом термодинамики начинается неуправляемый хаос в замкнутой системе.
Бреттон-Вудская модель больше не работает, это прекрасно понимают ведущие американские аналитики и стратегические разведчики. Нельзя больше делать деньги из денег в отрыве от реального производства и материальных активов. С материальными активами положение у наших непартнеров хуже прокурорского. Их львиная доля находится в России. С реальным производством тоже проблемы: Китай де-факто превратился во всемирную фабрику. Стремясь минимизировать производственные издержки, западники сами релоцировали производство в Поднебесную, не просчитав один простой вариант. В КНР мудрое руководство, которое мыслит столетними горизонтами. Переиграть китайцев невозможно, их влияние велико, в том числе и в США, где огромная китайская диаспора, которая фактически работает на Пекин.
Китайцы давно поняли, что в современных условиях состоявшегося международного разделения труда логистика, то есть международные транспортные коридоры, становятся определяющим фактором политической и экономической мощи государства. Почему? Это уже де-факто реальный, а не виртуальный актив и он генерирует прибавочную стоимость не из воздуха, а из реальных материальных ценностей.
Китай принял и активно продвигает инициативу «Один пояс – один путь». Это создание МТК из Китая до Лиссабона, а также в перспективный регион, обладающий природными богатствами и представляющий собой огромный потенциальный рынок – Африку.
«Один пояс – один путь» реализуется. Прокладываются железнодорожные пути, строятся порты. В перспективе весь мир будет зависеть от этой логистики. На сегодняшний день фактическим ее владельцем является Китай. У Китая есть партнеры, но они партнеры, а не хозяева.
Где здесь место России? Оно важное и весомое: мы реализуем создание коридора «Север – Юг», который свяжет все российские регионы с Ближним Востоком. Пока начала работать ветка через Каспий с выходом на Иран с перспективой присоединения к китайским МТК. У России есть сильный партнер – Индия. И наш коридор «Север – Юг» выйдет и на эту страну.
В США и Европе долго молчали, думали и вот 20 мая с.г. официально заявили следующее: «Для нас важно, чтобы мы предложили реальные альтернативы, например, китайской инициативе “Один пояс - один путь”». Многомудрая Урсула фон дер Ляйен ляпнула в официальном интервью телеканулу ZDF, что речь идет о пакете в €600 млрд, которые ЕС запускает вместе с США и другими странами для целенаправленных инвестиций в инфраструктуру на Глобальном Юге.
Что такое €600 млрд в нынешних условиях, и каковы шансы Евросоюза и США заблокировать реализацию китайской инициативы «Один пояс – один путь»? Шансы стремятся к нулевым. Во-первых, 600 в данном случае это вообще ни о чем. Китай намерен вложить в свой проект триллионы долларов и от своих планов не отступит, доведет их до конца.
Каковы последствия для России от совместной американо-европейской инициативы? Где потенциальная угроза? В тактическом плане это, в первую очередь, попытка выдавить Россию из Закавказья, в первую очередь, из Армении, через которую пойдет часть МТК.
Мы уже писали, еще раз повторю, что нынешнее резкое обострение армяно-азербайджанского конфликта спровоцировано в первую очередь Вашингтоном. Цель понятна: убрать российских миротворцев из Нагорного Карабаха, российскую базу из Гюмри и «вытащить» Армению из ОДКБ. Судьба Армении здесь Запад не интересует. Ей, как и Азербайджану, который тоже находится на территории создаваемых новых МТК, уготовлена участь разменных карт в глобальной геополитической игре.
Игру ведут пока еще очень сильные международные субъекты: США, Евросоюз. Россия – не карточный шулер, у нас четкие моральные принципы, которые исключают какие-либо азартные игры за счет судеб народов. Пекин тоже не шулер, у него свой экономический и политический интерес. И ни Россия, ни Пекин не принимают участия в этом покере с краплеными картами.
Какие перспективы? В общем-то, они ясны и понятны всем стратегическим аналитикам. Китай в конечном итоге реализует свою инициативу. Будет торг с Америкой, но, похоже, что на условиях Пекина.
Россия в такой ситуации находится в выигрышном положении. От нас многое зависит в создаваемой новой мировой логистике. Обойти наши территории не только нереально, но и нецелесообразно с экономической точки зрения. Да, одна из веток создаваемого Китаем МТК идет сейчас по следующим реперным точкам: Шанхай – Киргизия – Туркмения – Иран – Турция – Болгария – Сербия – Италия. Однако это так называемый срединный коридор, есть еще южный через Пакистан на Иран и далее с выходом на Африканский континент. В планах инициативы «Один пояс – один путь» и МТК, идущий через российский Северный морской путь. Что из этого следует? Россия – активный участник проекта со всеми вытекающими из него позитивными последствиями.
Что у нас в сухом остатке? Как говорят медики, прогноз благоприятный. МТК будут созданы и, как бы ни дергалась Европа вместе с Вашингтоном, она не сможет заместить эти коридоры, создаваемые Россией и Китаем. Можно лишь дать совет европейским политикам: чем пытаться пакостить, лучше расслабиться и получить удовольствие, никуда вы, господа, не денетесь.