Агентство «РИА Новости» сообщает, что 10 декабря вице-премьер Юрий Борисов на конференции в Москве заявил, что развитие микроэлектронной промышленности в России затягивается из-за бюрократии в Минфине, Минэкономразвития и ВЭБе.
«Я обращаюсь к своим коллегам из Минэкономразвития и Минфина. Они здесь сидят. Вы должны осмыслить это все: написание инвестиционных правил по полгода — это вещь хорошая. Решение набсовета ВЭБа, требующее процедуры, — это тоже вещь необходимая и хорошая, но все это — время. Здесь нельзя с такими бюрократическим подходами подходить и тратить время на бюрократические процедуры. Это никуда не годится», — заявил Борисов.
Вице-премьер добавил, что сейчас «глупо говорить, что в России существует серийное микроэлектронное производство». Напомнив, что десятилетия назад СССР поставлял простейшую электронику в Китай, Борисов посетовал на то, что после бездумной приватизации производство было развалено. «Мы даже отсутствуем в статистике мировой», — отметил он.
Борисов отметил, что после 2018 года государство вновь решило вкладывать в микроэлектронную промышленность, однако инвестиции в это направление «требуют кратного увеличения». «Мы задумываемся об одной-двух серийных фабриках в России. В Китае их свыше 30», — сказал вице-премьер.
В июле этого года РБК на основе базы данных Федеральной таможенной службы сообщал о том, что основными поставщиками микроэлектроники в Россию являются страны Азии: Китай, Малайзия, Южная Корея. В десятку входит и Белоруссия, из которой были ввезены в 2018 году, в частности, электронные интегральные схемы на $71 млн плюс диоды и транзисторы на $15 млн.
Говорят, что выступление оборонного вице-премьера Юрия Борисова тесно связано с демонстрацией супер-компьютера Сбербанка, которую Герман Греф устроил на позапрошлой неделе для правительства и лично Дмитрия Анатольевича.
В ходе презентации Медведеву был показан суперкомпьютер Christofari, который к этому моменту уже занял 29 место в TOP-500 суперкомпьютеров мира за ноябрь 2019 года. Кстати, это его первое появление в рейтинге, значит, к неудачам искусственног оинтеллекта (ИИ) Сбербанка от 2018 года Christofari отношения не имеет.
Супер-компьютер произведен Nvidia Corporation (США, шт.Калифорния, г.Санта-Клара, билдинг-комплекс Endeavor) и построен на системе 75 узлов NVIDIA DGX-2, управляющих Xeon Platinum 8168 24C 2.7GHz, Mellanox InfiniBand EDR и NVIDIA Tesla V100. Его максимальная производительность Rmax составляет 6 669.0 TFlop/s. Работа пользователей ведется с ним через электронное облако, в которое зарегистрированный пользователь может войти с сайта https://sbercloud.ru/ компании SberCloud и, которое, естественно полностью доступно разработчику – американской Nvidia через потенциальные Back Doors. Понятно, что, судя по элементной базе, ни о каком бы то ни было «импортозамещении» речь вообще не идет. Это только подтверждает слова вице-премьера Борисова.
При этом SberCloud, а по-русски ООО «Облачные технологии», - «облачный провайдер нового поколения», по собственным данным предоставляющий услуги и решения «на базе крупнейшей технологической ИТ-инфраструктуры и передовой экосистемы Сбербанка». Об электронном облаке забавно сказал Греф, еще раз показав свой уровень некомпетентности «в цифре»: «Суперкомпьютер размещен в публичном облаке».
В связи с началом эксплуатации Christofari хочется отметить некоторые вопросы, ответы на которые являются архиактуальными:
- Предназначен ли он для обработки BigData из ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации РФ)?
- Прошел ли Christofari спецпроверку ФСБ для программно-аппаратных комплексов, которые обрабатывают и хранят совершенно секретные данные? Лицензирована ли его киптозащита?
- Кто отвечает за режим и физический доступ к Christofari?
- Где находится реальный data-центр этого суперкомпьютера?
- Какую часть национального проекта «Цифровая экономика» собираются подвесить через облако, доступ к которому полностью контролируется западными коллегами?
К сожалению, ответы на эти вопросы вряд ли будут получены от Сбербанка.
Недавно ВЦИОМ подсчитал, что большинство представителей бизнеса - 91% опрошенных - знают о технологиях искусственного интеллекта. При этом 43% не используют и не планируют использовать искусственный интеллект в работе компании. В почти трети - 31% - опрошенных компаний технологии ИИ используются, а около четверти из них - 23% -планируют их внедрять.
Среди причин отказа от использования этих технологий представители бизнеса называют отсутствие потребности в них - 37%, а также ненужность в их сфере конкретной деятельности - 28%.
Абсолютное большинство опрошенных - 91% считают, что государство должно способствовать развитию технологий ИИ. Вот только непонятным остается одно: чем для российских компаний является этот самый искусственный интеллект: продвинутым ПО, к примеру позволяющим автоматически пересылать по исполнителям входящую почту, дающим возможность общаться через облако при совместной работе в Microsoft Office, или использовать возможности аналогов «Статистики»? Или это все-таки самообучающаяся нейронная система, решающая нетривиальные задачи? Точного определения этой монаде из мантры «Цифровой экономики» нет.