Страна невыученных уроков или снова приватизация?
Вот прямо-таки сейчас, в Страстную пасхальную седьмицу, глава одного из ведущих банков страны ВТБ Андрей Костин предложил новый этап приватизации.
Цитируем уважаемого банкира: «Источником денег на строительство новой модели российской экономики могут стать приватизация и увеличение госдолга. Передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность...Деньги в стране есть».
С последним утверждением автора мы, безусловно, согласны. Деньги в стране у наших олигархов есть, и не малые. Но никто их и не думает вкладывать в развитие национальной экономики. И, увы, не будет.
Костин идет дальше: «Можно привести десятки примеров, когда государственный монополист не способен оперативно и эффективно справиться с отраслевыми вызовами».
Давайте разбираться. Начнем с приватизации. Она, бандитская и варварская, прошла у нас в 90-е годы. Итог: выдающиеся личности, близкие к тогдашней власти, получили за бесценок госсобственность и начали ее дербанить. Примеров тому — тьма. Приведем наиболее яркие, режущие глаза.
Некто Каха Бендукидзе получил в свою собственность «Уралвагонзавод». Не секрет, что это предприятие производит боевую технику, в частности, танки. Естественно, производство тут же встало, рабочих поувольняли. А Бендукидзе пытался впарить огромное предприятие, а это не только завод, это еще социальная инфраструктура, дома культуры, базы отдыха, земельные участки и производственные, свои электроподстанции и далее по тексту. Так вот, сей выдающийся бизнесмен хотел все это продать нашим закордонным друзьям. Слава Богу, нашлись добрые люди, надавали олигарху по рукам, завод вернули государству, а Каха сдризнул из страны от греха подальше, дабы здесь не присесть всерьез и надолго.
Это один из ярких примеров «передачи госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях».
Еще один пример на слуху у всех. Компания «Юкос», возглавляемая печально известным Ходорковским, получила опять-таки на халяву огромный кусок собственности в критичной для нас сфере. Не секрет, что доля экспорта углеводородов в нашем торговом балансе весьма высока. Большие деньги снесли владельцу голову напрочь. Он решил, что государством должен править не всенародно избранный президент Владимир Путин, а он, Миша Ходорковский, и близкие к нему олигархи, ибо они – истинные хозяева страны.
С экономической точки зрения его логика была безупречной, ибо «тот, кто девушку ужинает, тот ее и танцует», как говорят в Одессе. Однако танца не вышло. Почему? Дело даже не в том, что Ходорковский пытался купить Госдуму, Совет Федерации и прочие органы, включая Правительство. Все было гораздо хуже: он, болезный, вознамерился продать свою компанию нашему главному другу и партнеру – Соединенным Штатам Америки. Страшно даже подумать, что было бы с Россией, если бы Ходорковский сумел это сделать.
Государство долго и мучительно разбиралось с новоявленным претендентом на трон и сумело вернуть свою собственность, попав при этом на многочисленные иски в международных судах и всяческие санкции.
Выправляя хитроумные зигзаги бездумной приватизации, мы стали возвращать госсобственность под президентскую длань. Процесс шел непросто, ибо пятая колонна упиралась своими кривыми бесовскими рогами и пыталась строить козни. Однако многого достигли, собрали под одной государственной крышей всю авиапромышленность, вернув авиационные заводы, конструкторские бюро в госсобственность. Итог – она начала работать и Россия впервые за постсоветскую историю создала истребитель пятого поколения и сейчас на подходе производство гражданских машин, которое полностью лопнуло усилиями приватизаторов.
Приватизацию формально проводил Чубайс. Но, подчеркиваю, формально. Ибо он четко следовал рекомендациям тех иностранных советников, львиная доля из которых являлась агентами американских спецслужб. Советники эти официально работали у него в Госкомимуществе. Не за бесплатно, получали запредельные деньги из нашего бюджета и учили молодого тогда Чубайса, который разбирался в приватизации так же, как и в квантовой механике.
Итоги нам всем известны. Путин их долго расхлебывал. Расхлебал наконец-то, создал государственные корпорации: Ростех, ОАК, Роснефть, Газпром и т. д. Костин считает, что они никуда не годятся с точки зрения эффективности. По его мнению, государственный монополист не способен оперативно и эффективно справиться с отраслевыми вызовами.
Простой вопрос: а как быть с возглавляемым Костиным банком, который де-факто принадлежит государству? Он, что, работает неэффективно и его надо приватизировать? А кто будет новый владелец? Нынешний менеджмент этого банка? Мысль, конечно, яркая.
Это что касается приватизации. Переходим к плодотворной шахматной идее существенно нарастить объем госдолга. У всех на глазах пример Америки: они наращивали, наращивали и донаращивались до того, что их финансовая система начала сыпаться жестко и одномоментно.
Когда Путин пришел к власти, ему в наследство от Ельцина достался чудовищный госдолг. Он с большим трудом снял это ярмо с шеи нашего государства. Костин считает, что наш Президент ошибался? Мысль, конечно, интересная, но жизнь доказывает обратное. Долги надо отдавать рано или поздно. Мало того, их надо обслуживать. И за счет чего мы будем это делать?
Сегодня Россия – объект комбинированной агрессии, цель которой лишить нас суверенитета со всеми вытекающими последствиями. Мы ведем тяжелые бои за наше будущее, за будущее наших детей и внуков. Фактически, мы воюем, а война по всем экономическим законам требует не приватизации, а создания мобилизационной экономики, управляемой из одного центра. Иначе просто не победить.
Костин пишет: «Западные санкции разрушили несущие элементы экономики, сложившейся в России за последние 30 лет». Он почти дословно повторяет слова дедушки Байдена, который, спотыкаясь и пошатываясь, кричит, что российская экономика разорвана в клочья. Но есть одно «но». Объективная статистика экономического развития России доказывает диаметрально противоположное.
Это Америка с Европой разорваны в клочья и сыпятся, а Россия адаптировалась к новым вызовам и развивается. Что же получается, кто-то у нас внутри страны хочет остановить наше поступательное развитие? Простой вопрос: зачем и с какой целью?
Однако вернемся к роли государства в экономике. У всех на глазах пример Китая, где роль государства запредельна и при этом именно Китай за последние годы превратился де-факто в ведущую экономику мира.
Подводим краткие итоги. Право, что-то непонятное происходит у нас в державе. Президент ставит четкие и ясные задачи. Естественно, что перед их постановкой он опирается на данные различных источников. Напомним для тех, кто забыл, что глава нашего государства в свое время защитил диссертацию по экономике и разбирается в ней отнюдь не хуже Костина.
Опять возникает уже навязший в зубах вопрос: что происходит? На чьей стороне наши финансисты? Мы никого ни в чем не обвиняем, не нашего ума это дело. Мы просто задаем вопросы.