Тактическое ядерное оружие
«… Ответный термоядерный удар».
Из песни Владимира Высоцкого.
В стране растет и ширится обсуждение вопроса о возможности применения на Украине тактического ядерного оружия. Ехал сегодня на работу в машине, слушал как всегда эмоциональную передачу Владимира Соловьева, который для подтверждения своей позиции пригласил генерал-лейтенанта, военного эксперта.
Генерал-лейтенант, подробно, «с именами, паролями, явками», описал регламент применения ТЯО, справедливо отметив, что решение принимает верховный главнокомандующий – президент. А также описал возможные носители от снарядов до ракет и последствия в том виде, в котором он их себе представляет. Выглядело вроде бы все ровно, лейтмотив простой: ничего страшного не произойдет и настал момент для применения ТЯО по Украине.
Попутно Соловьев сделал еще эпохальное заявление в отношении меня и моих коллег-дипломатов, заявив дословно следующее: «Существует военная наука, но не существует дипломатической науки». Ну да шут с ним, с Соловьевым, он иногда плохо понимает, что несёт. А поэтому давайте разбираться.
Советская доктрина применения ядерного оружия, в том числе тактического, за нашу историю несколько раз менялась. Во времена, когда министром обороны СССР был Георгий Жуков, мы не только допускали применение ядерного оружия, но и готовили соответствующие планы в отношении, внимание, Европы. Жуков переборщил, его выгнали. Пришли более вменяемые руководители, которые зафиксировали в нашей военной концепции теорию только ответного применения ядерного оружия на агрессию противника.
Тогда это было справедливо, поскольку работали международные договоры и соглашения и, в частности, Заключительный акт хельсинкского совещания 1975 года. Сейчас ситуация изменилась и Россия своей концепцией, это озвучено официально, допускает применение ядерного оружия в случае возникновения угроз существованию нашего государства. Казалось бы, рассуждения Соловьева и приглашенного генерала логичны. А что там возится с этой Украиной? Долбануть по ней ядерным оружием – и все.
Звучит, конечно, заманчиво, но есть много «но». На мой взгляд, применение ТЯО – это последний аргумент, если вдруг мы начнем проигрывать СВО. Но Президент как-то четко и ясно выразился, что мы войну на Украине еще и не начинали. И он абсолютно прав. Мы действительно проводим специальную военную операцию, резко ограничивая себя в применении имеющихся у нас мощных неядерных средств поражения.
Мы не бьем ракетами по пресловутой Банковой улице в Киеве, где расположены государственные учреждения и штабы спецслужб Украины. Повторюсь, не бьем осмысленно, поскольку возможность такая, безусловно, есть. Почему? В первую очередь не хотим жертв среди гражданского населения.
Идем дальше. Мы не бьем нашими ракетами, способными стереть с лица земли любой объект, по украинским военным аэродромам, железнодорожным узлам, по которым осуществляется доставка на Украину западного летального оружия, по автодорогам, мостам, по которым тоже идет вооружение. Не бьем мы этими самыми эффективными средствами и по украинским портам, через которые тоже кораблями поставляется оружие.
Вопрос не для обывателя. Я не считаю руководство Минобороны людьми некомпетентными. У них наверняка существуют не только тактические, но и стратегические планы. Мы их не знаем, и это хорошо. Надеюсь, что их не знают и представители иностранных разведок.
Есть старая мудрость: сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь – пирожник. При всем глубоком уважении к нашему пропагандисту Соловьеву, хочется дать ему дружеский совет: не надо лезть в тематику, в которой вы не разбираетесь вообще по определению. Не надо провоцировать наших недругов на дискуссии о возможности применения ТЯО. И не только недругов, но и наших союзников.
Прежде чем впадать в пароксизм любви к Родине с воплями «я на горе всем буржуям мировой пожар раздую», надо сесть и подумать о всех последствиях, в том числе дипломатических.
Мы не одни в этом мире. Есть страны, которые нас поддерживают и их, в общем-то, большинство. Но как они отреагируют на применение нами ТЯО – неизвестно. А поэтому просьба к Соловьеву: займитесь другими темами, не лезьте туда, где ваша компетенция, увы, стремится к нулю.